Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
87 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)»

Сочинение

...Сами по себе вещи не бывают хорошими

и дурными, а только в нашей оценке.

В. Шекспир. Гамлет

Со времени создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» взгляд на ее героя постоянно менялся, поскольку изменя­лась сама жизнь, культура, вкусы и понятия, другим стал и театр. И если современники Шекспира были в первую очередь увлечены линией кровной мести принца Датского похитителю трона и виновнику смерти его отца-короля, то наших современников волнуют многие философские, об­щечеловеческие вопросы, затронутые в трагедии: о смысле жизни, о смерти, о выборе.

Шекспировский Гамлет оказывается в очень сложной ситуации, когда понятия о добре и зле, которыми он руко­водствовался в жизни, переворачиваются с ног на голову, и это разрушает устои мира, в котором живет принц.

Жизнь Гамлета до случившейся трагедии была пре­красной и безоблачной. Отец являлся для него идеалом как человека, так и государственного правителя, любя­щая мать была верной женой и чудесной женщиной. Сам Гамлет, чувствительный, умный, но немного наивный юноша, учился в университете, писал стихи, увлекался театром. С детства принц был окружен верными друзь­ями, с которыми спорил и мечтал, постигал тайны наук. Наконец, у него была любимая девушка, которая отвеча­ла ему взаимностью.

И вдруг все это оказывается разрушенным в один мо­мент. В расцвете лет внезапно умирает король. Не прохо­дит и месяца после похорон, как мать выходит замуж за брата отца — Клавдия, чем доставляет страдания и без того опечаленному утратой сыну. Что же происходит в королевстве? Вместо скорби и траура — пир и веселье! Еще больше поражает Гамлета известие, полученное от призра­ка его собственного отца: оказывается, это Клавдий вино­вен в смерти брата, он влил спящему в саду королю яд в ухо. Призрак короля просит сына отомстить за низкое убийство.

Беды, обрушившиеся на принца, заставляют его по-но­вому посмотреть на людей, его окружающих, пересмотреть свою жизнь, подвергнуть сомнению все ценности. Он заме­чает в мире много зла, скрытого раньше от его глаз, и понимает, что его цель — не просто отомстить за смерть короля, но и уничтожить это зло:
Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!

Для Гамлета нет возврата к прежней жизни. Пока он не решит волнующие его вопросы, он не возобновит учения в университете, поскольку на душе у него тяжело, он «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». Повсюду он ощущает зло и бесчестность, и мир постоянно подтверждает его догадки. Даже бывшие вер­ные и надежные друзья Розенкранц и Гильденстерн предают его, становясь добровольными шпионами нового короля.

Но Гамлет поднимается над своими чувствами, обраща­ясь к разуму, невзирая на то, что все считают его безум­ным. Безумие — лишь игра, зеркало, которое он пытается подставить миру.

Гамлет еще недостаточно уверен в том, что новый ко­роль Клавдий — убийца отца, одного свидетельства при­зрака мало принцу. Разыгрывая в театральном представ­лении подробности злодейства, принц следит за Клавдием, и тот не выдерживает испытания. Совесть убийцы нечис­та! Но Гамлет не может открыто обвинить Клавдия в зло­действе, поскольку нет свидетелей, да и окружен король своими людьми, которые скорее признают безумным прин­ца, чем коварным убийцей — нового короля. А на стороне Гамлета — только верный и единственный друг Горацио и горстка надежных и честных людей.

Обновленный несчастьями, Гамлет все яснее видит, что люди, которым он раньше доверял и которых любил, не снимают масок лицемерия. Мать, прежде бесконечно лю­бившая старого короля — своего первого мужа, теперь разделяет супружеское ложе и трон с убийцей и притвор­щиком. Сам Клавдий, убийца, создает видимость доброде­тельного и порядочного отчима и короля. Друзья Розенкранц и Гильденстерн — предатели и шпионы. Любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов.

Еще больше волнует Гамлета выполнение данной при­зраку клятвы отомстить. Он не хочет уподобляться Клав­дию и оставляет ему жизнь, застав одного в молельне. Его цель — разоблачить зло и обман, но все тяжелее для него бремя клятвы:
Я сын убитого. Мне небо
Сказало: встань и отомсти. А я,
Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословием душу отвожу.

Выжидая, Гамлет ощущает противоречие в своей душе: с одной стороны, он не желает увеличивать количество зла в мире, с другой — ведет себя как «вялодушный дурень», «мямлит и ничего не делает». Веру в себя, решимость и уверенность в своих действиях Гамлет обретает, придя к выводу, что человек должен активно и непримиримо про­тивостоять злу, но как это применить к себе — не знает.

Беда не ходит одна. Трагедия усугубляется тем, что Гамлет нечаянно убивает Полония, отца Офелии, а сама Офелия по его вине сходит с ума и вскоре погибает.

Лаэрт, желая отомстить за гибель отца и сестры, всту­пает в сговор с королем, и они решают устроить между Лаэртом и Гамлетом «дружеский» поединок, при этом ра­пира Лаэрта будет отравлена. Но и во время поединка Гамлет оказывается на голову выше, чище и честнее своих врагов, поскольку признает свою вину за невольное убий­ство Полония, прося у его сына прощения.

Концовка этого великого произведения бесконечно тра­гична. Королева отравлена, король заколот, Лаэрт и Гам­лет гибнут от ран, полученных отравленной рапирой. И хотя победа остается на стороне Гамлета, который все же успевает разоблачить зло и восстановить справедливость, нам жаль благородного принца, поскольку он не сумел выжить и занять трон, которого он достоин, не сможет он теперь и проследить: до конца ли истреблено зло в Дат­ском королевстве.

Шекспир не давал ответов на вопросы, которые ставил в своей трагедии. Он предоставил право выбора и решения читателю, и каждое поколение будет отвечать на них по-своему.

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет — идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Гамлет — личность обращенная к будущему Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета Гамлет и Дон Кихот Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания Я исповедую Гамлета Образ Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемы Судьба и жизнь. Два короля Гамлет и Клавдий Сцена на кладбище в трагедии «Гамлет» Завязка трагедии «Гамлет» Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира Значение «Гамлета» в духовной истории человечества Деление действия на пять частей в трагедии «Гамлет» Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет» Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина Гамлет герой Шекспира «Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет» Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет» Трагический конфликт принца Гамлета Различие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет» Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет» Развязка трагедии «Гамлет» Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Загадка сюжета трагедии «Гамлет» Художественный образ Гамлета Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира) Многогранность шекспировских характеров образ Офелии Философская глубина «Гамлета» Наш современник Вильям Шекспир Эпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет» Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант) Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии Трагедия разбуженного сознания Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет» Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»