Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
87 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Гамлет — личность обращенная к будущему»

Сочинение


Быть иль не быть, вот в чем вопрос...

В. Шекспир

В основе сюжета «Гамлета», написанного Шекспиром в самом начале XVII века, лежит старинная легенда. Она рассказывает о том, как юный принц Гамлет, притво­рившись безумным, чтобы не казаться опасным для врагов, отомстил своему дяде за убийство отца. У легенды счастливый конец — Гамлет торжествует.

В трагедии Шекспира все иначе. Шекспировское время породило людей, которые, видя вокруг ложь и неправду, мечтали о других, справедливых человеческих отноше­ниях. Но они же и понимали, что бессильны превратить эту мечту в реальность. Вот таким и показан Гамлет у Шекспира. Как не похож принц на других! Он один весь в черном среди окружающих его наряженных и улыбающихся людей. Взгляд его уг­рюм, брови сдвинуты. Он скорбит о своем неожиданно умершем отце, которого слиш­ком быстро забыла королева:
Нет месяца! И целы башмаки,
В которых гроб отца сопровождала...

Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает Гамлету глаза на преступность окружающего мира. Рушатся былые устои, весь свет кажется принцу «ничтожным, плоским и тупым».

Тень отца призывает Гамлета к мести: «Прощай, прощай и помни обо мне!» Принц потрясен. Возврата к прошлому нет. Утрачены его прежние представления о жизни и людях. «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» — вос­клицает он.

В древней легенде главное для Гамлета — долг кровной мести. Но в трагедии Шекспира принц не только стремится отомстить за убийство отца — он мечтает изменить мир, где царят предательство и обман («развращенный век») в луч­шую сторону. Но он может только мечтать об этом. Этот разлад между мечтой и дей­ствительностью заставляет Гамлета метаться, быть недовольным собой. Он весь в смя­тении, в исканиях. В течение всей трагедии Гамлет — страстный, негодующий обличитель. «Каждое слово Гамлета есть острая стрела, облитая ядом», — писал Бе­линский.

Гамлет не может открыто выступить против своих врагов. И он решает притво­риться безумным — ведь что возьмешь с безумного, ему и говорить можно что угодно.

Все яснее принц видит, что те, кому он верил и кого любил, вольно или невольно оказались в лагере врагов: мать, Полоний, Лаэрт, Офелия. Предателями становятся и школьные товарищи — Гильденстерн и Розенкранц. От этого ему становится еще боль­нее. Гамлет страдает, ему кажется, что весь мир — тюрьма, а его родина Дания — мрачное подземелье.

Вспоминая о своей клятве, он упрекает себя в том, что слишком медлит с местью. Но желание действовать борется с сомнениями. Кроме мести, его волнуют глубокие проблемы века, смысл жизни:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Смириться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними разом. Умереть. Забыться
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу...

Быть — для Гамлета значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но вокруг торжествует зло, которое он в одиночку не может победить. И Гамлет мучается от внутреннего разлада.

Желая разоблачить короля, он ставит с приезжими актерами пантомиму, в кото­рой раскрывается история убийства его отца. Напряженность ситуации усиливается случайным убийством Полония.

Король потрясен и напуган. Он велит Гамлету отправиться в Англию, где принца должны убить. Гамлета травят как зверя. Маска безумия дает ему возможность гово­рить врагам в лицо правду. Ведь безумному это можно. Но принц понимает и то, что словами врагов не победить, что человек только тогда чего-то стоит, когда действует ради великой цели. Личная же месть не может быть такой целью.

После непродолжительного отсутствия Гамлет вновь возвращается в Данию и узнает, что умерла Офелия. Лаэрт, ее брат, поклялся отомстить за смерть отца и сестры.

Гамлет сложен и глубок, он противостоит феодальному миру и устремлен в буду­щее, в отличие от Лаэрта, который целиком в плену прошлого. Он за месть любой ценой и собирается сразиться с Гамлетом отравленной рапирой.

В драме Шекспира Гамлет погибает. Погибает и Лаэрт. Заколот король, отравле­на королева. В последние минуты жизни Гамлет просит своего друга Горацио расска­зать миру о его жизни. Он думает о потомках, о судьбе своей страны.

Великий драматург обратил развязку своей трагедии к будущему. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому: лучше, чище, без лицеме­рия и обмана. Недаром же принц датский называл человека «красой вселенной, вен­цом всего живущего».

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет — идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета Гамлет и Дон Кихот Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания Я исповедую Гамлета Образ Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемы Судьба и жизнь. Два короля Гамлет и Клавдий Сцена на кладбище в трагедии «Гамлет» Завязка трагедии «Гамлет» Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира Значение «Гамлета» в духовной истории человечества Деление действия на пять частей в трагедии «Гамлет» Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет» Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина Гамлет герой Шекспира «Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет» Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет» Трагический конфликт принца Гамлета Различие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет» Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет» Развязка трагедии «Гамлет» Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Загадка сюжета трагедии «Гамлет» Художественный образ Гамлета Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант) Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира) Многогранность шекспировских характеров образ Офелии Философская глубина «Гамлета» Наш современник Вильям Шекспир Эпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет» Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант) Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии Трагедия разбуженного сознания Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет» Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»