Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
87 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»»

Сочинение

Единение английской наций, духовный подъем, напряженность культурной жизни – при таких условиях на границе ХVІ-ХVІІ ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. «Гамлет» – одна из известнейших трагедий большого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия живет на театральных конах мира. Секрет такой длинной заинтересованности ею – в философской глубине и гуманистическом воодушевлении этого произведения.

От этого закона отступает Гамлет. Он человек нового времени, гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Вдобавок, чтобы воспринимать месть как акт, который имеет всемирное значение и восстанавливает всемирную гармонию, надо было мыслить по-старому, воспринимать себя частицей мирового целого. Именно этого Гамлет и не ощущает. Он отчужден от мира, не верит, что один удар может что-то решить в мировой гармонии, что он своими силами может что-то изменить. Осознание своего отношения к миру наитяжелее дается герою. Именно этому и посвященная трагедия, а месть становится лишь одним из проявлений этой проблемы. Итак, один из главных философских мотивов трагедии – это мотив отчужденности человека.

Опорные слова: гуманистический взгляд на человека, борьба добра и злая, одинокость человека в мире, способность изменить мир на лучше, мотив отчуждения человека, мотив мести.

Герой живое в произведении, как само произведение живое в традиции, перекликается с другими, ему подобными. В пор Шекспира популярнейший жанром была трагедия мести. У этого жанра был свой взгляд на мир, своя философия, которая исходила из того, что месть восстанавливает гармонию, а отказ от мести делает человека соучастником зла, оказывает содействие уничтожению гармонии мира.

Морально-философские мотивы этой трагедии раскрываются через образ главного героя – Гамлета, принца датского. Почти три столетия зрители, читателе пьесе, исследователи стараются разгадать загадку этого характера: слабый он или сильный, покоряет обстоятельствам или действует согласно своим убеждениям. В начале прошлого столетия английский поэт Томас Элиот очень метко заметил: «Пьеса „Гамлет” – первоочередная проблема, а Гамлет как характер – только второстепенная».

Раздумья Гамлета о назначении человека приобретают трагическую окраску. Зло, считает он, всесильное, и человек – весьма слабое существо, чтобы противостоять ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями и доходит печального вывода: «весь мир – тюрьма», где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.

Мотив отчужденности развивается в течение всей трагедии, возрастает, в конце концов приводит к катастрофе. Если внимательно перечитать трагедию, то можно заметить довольно странную вещь: в произведении существуют будто два образа Гамлета. Первый – Гамлет действия, поступков. Второй – Гамлет монологов. Над первым еще сохраняется власть общепринятого: он действует так, как принадлежит человеку его времени и общественного залога, но до тех пор, пока дело не касается главного решения – отомстить. Здесь Гамлет переходит к монологам. В монологах Гамлета поднимаются глубокие философские вопросы: кто такой человек, который она – сильная или слабая, чему мир несовершенный, возможная ли победа добра в этом мире.

Вывод. В трагедии «Гамлет» Шекспир нарушил сложные моральные и философские вопросы. Чему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческого бытия, преодолимое ли зло – вот лишь основные философские проблемы, которое их поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверно, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности создавать добро, противостоять злу – путь к ответу на них.

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет — идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Гамлет — личность обращенная к будущему Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета Гамлет и Дон Кихот Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания Я исповедую Гамлета Образ Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемы Судьба и жизнь. Два короля Гамлет и Клавдий Сцена на кладбище в трагедии «Гамлет» Завязка трагедии «Гамлет» Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира Значение «Гамлета» в духовной истории человечества Деление действия на пять частей в трагедии «Гамлет» Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет» Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина Гамлет герой Шекспира «Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет» Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет» Трагический конфликт принца Гамлета Различие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет» Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет» Развязка трагедии «Гамлет» Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Загадка сюжета трагедии «Гамлет» Художественный образ Гамлета Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант) Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира) Многогранность шекспировских характеров образ Офелии Философская глубина «Гамлета» Наш современник Вильям Шекспир Эпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет» Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант) Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии Трагедия разбуженного сознания Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет» Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»