Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
87 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»»

Сочинение

Перед Гамлетом мир предстает как «дикий сад, заросший сорняком», в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось «вселенское» по масштабу зло: «бесплодны все мне кажутся дела на этом свете»; «из людей меня не радует ни один».

Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека « порчу»: его природа становилась «больной». Извращение человеческой природы приводило к нарушению социальной гармонии, к общественному хаосу. Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека — стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти «порочные добродетели» порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим. Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.

Яркий образ человека, чья природа извращена, — король датский Клавдий. О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. Символично, что все козни властолюбивого и вероломного братоубийцы раскрывает дух. Такое мировосприятие было характерно для эпохи Возрождения. Человек в это время оставался религиозен, наивысшими ценностями оставались христианские добродетели, но средневековое мракобесие ушло в прошлое. Призрак хоть и не обладал высшей силой, он находился «между небом и землей». Однако тот факт, что люди земные могли его видеть, слышать, разговаривать с ним, лишний раз свидетельствовал: земная твердь — всего лишь временное пристанище человека. Божественная сила, божественная любовь, божественная справедливость, божественное добро всеобъемлющи и вечны, не подвластны времени. Если не человеческий, то божественный суд рано или поздно оценит все деяния личности и вынесет справедливый приговор. Более всего Призрак сожалеет, что утратил жизнь, венец и королеву, будучи застигнутым врасплох: «не сведши счетов, призван был к ответу под бременем» своих несовершенств.

В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену:

* Но как вовек не дрогнет добродетель.
* Хотя бы грех ей льстил в обличьях рая;
* Так похоть, будь с ней ангел лучезарный,
* Пресытится и на небесном ложе,
* Тоскуя по отбросам.

Но наибольшая ответственность лежала на Клавдии за то, что в свои преступные планы он втянул всех окружающих. Общество начинает воспринимать зло как обыденное явление, норму. Никто из окружающих Клавдия не знает истины, но все как один готовы помочь ему избавиться от Гамлета, все как один отрекаются от законного принца, признавая его невменяемым. Родная мать в словах сына видит только безумство, ранее признав, что он затронул ее за живое, а следовательно, говорил только правду:

* О, довольно, Гамлет:
* Ты мне глаза направил прямо в душу,
* И в ней я вижу столько черных пятен,
* Что их ничем не вывести.

На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет — уйти в монастырь — продиктован отчаянием и разочарованием: «.. .будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы». Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат (на жаргоне шекспировского времени «женский монастырь» — это публичный дом), следующие слова Гамлета о «малевании» лица женщинами как бы подтверждают это.

Отец Офелии, Полоний, — доносчик и подстрекатель. Хотя должность, занимаемая им, не названа, по положению он главный министр короля. Слова Полония служат доказательством того, что он заботился отнюдь не о благе дочери, а о своем собственном. Он бесцеремонно вмешивается в личную жизнь девушки, решая за нее, кого позволено любить, а кого нет. Для Полония Гамлет, безумный или влюбленный, становится врагом, которого надо непременно обезвредить. Смерть Полония стала отражением всей его жизни: он был убит Гамлетом в то время, когда подслушивал его разговор.

Брат Офелии Лаэрт сначала представлен молодым человеком, просто желающим вволю насладиться жизнью. Но когда им овладевает жажда мести, он обнаруживает такую злобу и способность к коварству, что оказывается среди приспешников короля. Хотя, на мой взгляд, поступки Лаэрта не менее справедливы, чем поступки Гамлета. Гамлет убил отца Лаэрта, послужил причиной безумия и смерти его сестры Офелии. Вдобавок ко всему, в самый разгар похоронной церемонии принц оскорбил чувства скорбящего брата. Подобное поведение заслуживает осуждения, а поступки — должного отмщения. Отражением царящих в королевстве порядков являются образы Розенкранца и Гильденстерна. То, что собой представляют эти двое, не могло быть передано с помощью одного персонажа: тихие повадки, угодливость, увертливость, пресмыкательство, истовое криводушие, бездарность. По словам Гете, «они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца».

Если предыдущие персонажи в большей или меньшей степени являются источниками зла или порождением зла, то принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные. Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно. Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, недостоин называться человеком:

* Глядящий вперед и вспять, вложил в нас
* Не для того богоподобный разум,
* Чтоб праздно плесневел он…

Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет — идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Гамлет — личность обращенная к будущему Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета Гамлет и Дон Кихот Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания Я исповедую Гамлета Образ Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемы Судьба и жизнь. Два короля Гамлет и Клавдий Сцена на кладбище в трагедии «Гамлет» Завязка трагедии «Гамлет» Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира Значение «Гамлета» в духовной истории человечества Деление действия на пять частей в трагедии «Гамлет» Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет» Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина Гамлет герой Шекспира «Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет» Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет» Трагический конфликт принца Гамлета Различие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет» Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет» Развязка трагедии «Гамлет» Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Загадка сюжета трагедии «Гамлет» Художественный образ Гамлета Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант) Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира) Многогранность шекспировских характеров образ Офелии Философская глубина «Гамлета» Наш современник Вильям Шекспир Эпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет» Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант) Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии Трагедия разбуженного сознания Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет» Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»