Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
87 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина»

Сочинение

Было бы неверно думать, что Гамлет слабоволен по натуре. Его колебания вызваны тем, что ему нужны веские доказательства виновности дяди. И когда не остается сомнения в правдивости того, о чем поведал ему ночью призрак отца, Гамлет становится решительным. Он готов вступить в открытый бой. Он должен убить преступника-короля не из личной мести, а для наказания зла и восстановления справедливости. Но роль убийцы ему не по душе:

* Век расшатался; и скверней всего,
* Что я рожден восстановить его…

Нерешительность и колебания Гамлета вызваны тем, что по натуре он не создан для кровавых дел. От сознания того, что он должен «восстановить век», убив короля, ему становится «скверно». По природе он добрый и прямодушный, но чрезвычайные обстоятельства заставляют его взять на себя не свойственную ему роль, и он таится, притворяется, становится желчным и жестоким. «Гамлет, — писал Белинский, — рожден любить людей и делать их счастливыми, а не карать и губить их».

Отдавая должное тонкости психологических наблюдений Тургенева, своеобразно глубокого понимания им сущности шекспировского образа, в то же время нельзя не заметить известную односторонность в его суждениях о Гамлете. Тургенев сомневается в способности Гамлета любить «идеально, чисто», подозревает его в «чувственности», фразерстве, даже в цинизме.

Исходная позиция Тургенева неверна. Отсюда и тенденциозное толкование текста. Гамлет любил не менее сильно, не менее возвышенно, чисто и идеально, чем Дон-Кихот. Но его любовь окрашена в трагические тона. Жизненная позиция Гамлета резко отличается от позиции Дон-Кихота, его добродушия и наивной веры в свои идеалы, его созерцательно-мечтательного отношения к миру. Гамлет по натуре другой. Его конфликт со средой сложнее. В любви он, как и Печорин, не нашел спасения.

Эволюция, переживаемая Печориным, в основе своей близка и родственна эволюции чувства Гамлета к Офелии, с той только разницей, что Лермонтов акцентирует внимание на этапе разрушения чувства. Печорин так же, как и Гамлет, поступает жестоко по отношению к любимой женщине. Общность и в том, что они оба заражены скептицизмом, оба не верят в возможность счастья.

Трагедия любви Гамлета заложена в самом начале зарождения его чувств к Офелии. И здесь возможна аналогия с лермонтовским героем. Они оба любят то, что им” «видится», что создает их беспокойное, мечтательно-романтическое воображение. И чувство их в идеальном выражении живет до тех пор, пока не соприкасается с действительностью, пока оно не разрушается трагическими обстоятельствами реальной жизни. Тургенев глубоко заблуждался, когда предполагал, что Гамлету недоступна «идеальная, чистая любовь», приписывая ему даже грубую чувственность и сластолюбие. Слова его в разговоре с Розенкранцем — реакция на цинизм окружающих. Они произнесены в состоянии почти безумия, ожесточения и отчаяния.

В сцене, на которую ссылается Тургенев, как на доказательство того, что Гамлет по натуре не способен любить, Гамлет сначала говорит Офелии, что когда-то любил ее, и затем тут же отрицает, что любил. Где же правда? Чему нужно верить? «Правда в том, — пишет А. Кеттл, — что он любит то, что тогда ему виделось и все еще кажется до сих пор. Но сейчас он в ином свете увидел жизнь и Офелию, отсюда и его жестокость. Но эта жестокость — пытка для него самого. Гамлет отвергает не Офелию, а то, что с ней сделало время, свою любовь к Офелии».

Под воздействием страшной правды об убийстве отца в душе Гамлета происходит переворот. В нем убита вера в действительность, вера в людей. В окружении врагов единственной светлой точкой во мраке жизни остается любовь к Офелии. И теперь вера в чистоту и возвышенность этой любви поколеблена. В разговоре с Офелией Гамлет сомневается в ее искренпости, замечает в поведении ее притворство. Разрушается светлый образ. И все в Гамлете протестует, бунтует. В ожесточении он не щадит своего чувства к Офелии, которая вольно или невольно становится послушным орудием в руках его врагов.

Гамлет говорит Офелии: «Уйди в монастырь; К чему тебе плодить грешников? Сам я скорее честен, и все же я мог обвинить себя в таких вещах, что лучше бы моя мать не родила меня на свет; я очень горд, мстителен, честолюбив… К чему таким молодцам, как я, пресмыкаться между- небом и землей?».

Подлинный смысл сцены, на которую ссылается Тургенев, можно понять, только учтя душевное состояние Гамлета, переживающего глубокую трагедию. Слова его, обращенные к Офелии, полны желчной иронии. Почему Гамлет, у которого такие возвышенные представления о любви, у которого такая деликатная душа, говорит любимой девушке грубые, жестокие слова? Только потому, что в нем убита вера, оскорблено чувство, которое для него является святым.

Между трагедией Шекспира и романом Лермонтова есть некоторая общность по жанровым признакам. В них преобладает лирическое начало. В обоих случаях исследователь вправе рассматривать эти два произведения с точки зрения отражения в них личности автора. Вполне убедительно звучат слова Г. Брандеса о том, что Шекспир работал над своей трагедией, «все более и более увлекаясь желанием вложить в душу Гамлета, как в сокровищницу, свою собственную житейскую мудрость, итог своего собственного житейского опыта и выводы своего собственного острого и зрелого ума».

То же самое можно сказать о романе Лермонтова, который явился высшим синтезом всего творчества русского поэта, где с наибольшей полнотой нашла отражение личность автора, его собственный жизненный опыт, наблюдения не столько внешней среды, сколько собственной внутренней жизни.

Печорин, как и Гамлет, не сильно привязан к жизни, не особенно дорожит ею. «Мне жизнь моя дешевле, чем булавка». Спустя два века после Гамлета этот вопрос встал и перед Печориным. Он тоже вслед за Гамлетом мог сказать, что перенес все беды, «плети и глумление века», «гнет сильного, насмешку гордеца», «боль любви», «заносчивость властей и оскорбления», но не покорился. Он так же, как и Гамлет, избрал путь «противоборства». Они оба, и Гамлет, и Печорин, принадлежат к типу людей, которые, по словам И. А. Гончарова, «родятся от прикосновения бури, под ударами, в борьбе». «Внешне всегда выглядит благопристойнее человек, — пишет В. Парин, — который молча и достойно покоряется. Но такой путь не для активных людей. И Гамлет противоборствует. Очевидно, ото тяжело и ему, и окружающим. Но необходимо. Исторически — как утверждают исследователи творчества Шекспира. И физиологически — так сказали бы иыне исследователи организма человека. Это вечно живой литературный герой — образ бойца. Он сознательно, все взвесив, выходит на стресс-ситуацию, а не уклоняется от нее».

И Гамлету, и Печорину тесен мир. В них идеальное воплощение человеческой природы, высокоинтеллектуальной, остро и тонко чувствующей личности. Натуры их «чисто внутренние, созерцательные, субъективные, рожденные для чувства и мысли».65 Они оба окружены людьми низкими, подлыми. Гамлет говорит о себе, обращаясь к Горацио: «Крутом опутан негодяйством». И Гамлет, и Печорин — герои безвременья, «пустого века», «сурового мира», «эпохи сомнений и раздумья, эпохи сознания каких-то черных дел, совершившихся возле них, каких-то измен великому в пользу ничтожного и пошлого» .

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет — идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Гамлет — личность обращенная к будущему Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета Гамлет и Дон Кихот Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания Я исповедую Гамлета Образ Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемы Судьба и жизнь. Два короля Гамлет и Клавдий Сцена на кладбище в трагедии «Гамлет» Завязка трагедии «Гамлет» Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира Значение «Гамлета» в духовной истории человечества Деление действия на пять частей в трагедии «Гамлет» Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет» Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» Гамлет герой Шекспира «Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет» Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет» Трагический конфликт принца Гамлета Различие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет» Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет» Развязка трагедии «Гамлет» Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Загадка сюжета трагедии «Гамлет» Художественный образ Гамлета Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант) Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира) Многогранность шекспировских характеров образ Офелии Философская глубина «Гамлета» Наш современник Вильям Шекспир Эпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет» Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант) Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии Трагедия разбуженного сознания Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет» Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»