Поднятая целина

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина»»

Сочинение



Первая книга романа «Поднятая целина» была написана Шолоховым в 1932 году, а вторая книга – в 1959 году. Основу сюжета романа составила история создания и укрепления колхоза в одном из небольших казачьих хуторов на Дону. Произведение строится как своеобразная летопись жизни хутора Гремячий Лог в 1930 году, в нем отмечены события «яростно всполыхавшей по хуторам борьбы тех дней, когда развернулось колхозное движение. История рождения в огне классовых боев гремяченского колхоза, история его развития и укрепления составляют основу «Поднятой целины».

В романе «Поднятая целина» нарисована правдивая картина жизни народа в переломные годы, когда крестьянство поворачивало на путь социалистического преобразования жизни. Рушился старый порядок, основанный на власти собственности и единоличном хозяйствовании, складывалась новая общественно-экономическая структура жизни. На протяжении всего романа главы, рисующие колхозное строительство, чередуются с главами, в которых показаны враги советской власти: Островнов, Бородин, Лапшинов, Фрол Дамасков, Тимофей Рваный. Ими верховодит матерый палач, белогвардейский офицер Половцев. Противостоят их скрытой борьбе (заговоры, провокации, вредительство, подготовка восстания, убийства) – коммунисты: Макар Нагульнов и Андрей Разметнов, комсомолец Ванюша Найденов, колхозник-бригадир Дубцов и другие. Их работу направляет опытный коммунист, рабочий-путиловец Семен Давыдов. Но создавать новую жизнь коммунистам, трудовому народу приходилось не только в борьбе против половцевых и бородиных, но и против собственнических навыков и представлений, веками воспитанных в крестьянстве.

Эпоха коллективизации трагически сталкивала людей, до предела накаляла страсти, обнажала болезненные противоречия, мучительную борьбу людей. В казачьих хуторах и станицах, как и в русской деревне, ломались вековые устои, рушилось старое отношение к труду, к собственности, намечались новые нормы нравственности и морали. Происходил сложный и мучительный процесс ломки привычного уклада: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием». Хутор живет тревожными ожиданиями. По-разному отнеслись люди к предложению Давыдова создать колхоз. Любишкин, бывший красный партизан, встречает весть о создании колхоза с радостью, так как давно уже понял, что если жить по-старому, то век не выбраться из нужды и кабалы. С большими душевными потрясениями связан приход в колхоз крестьянина-середняка Кондрата Майданникова. Рассказывая на собрании о своей прошлой жизни, полной лишений и постоянного страха перед завтрашним днем, Майданников говорит: «Можно мне так дальше жить? Да ить это хорошо, бедный ли, богатый урожай. А ну, хлоп, неурожай? Кто я тогда? Старец! Какое же вы, вашу матушку, имеете право меня от колхоза отговаривать, отпихивать? Неужели мне там хуже этого будет?..» Зажиточный хозяин Яков Лунин Островнов видит в коллективизации окончательное крушение своих надежд. С лютой ненавистью он говорит белому офицеру Половцеву: «Конец приходит нашей жизни. Наживал, пригоршни мозолей да горб нажил, а теперь добро отдай все в общий котел, и скотину, и птицу, и дом, стало быть?»

Горячо приветствует идею создания колхоза красноармеец Макар Нагульнов. Он взволнованно признается Давыдову: «Это – дюже верная мысля: всех собрать в колхоз. Это будет прелесть, а не жизня! Но казаки – народ закоснелый, я вам скажу, и его придется ломать…»



Как предвидел Нагульнов, путь к новой жизни оказался сложным и трудным. Формирование новой психологии и новой морали наиболее зримо показано в образе Кондрата Майданникова. Выступив на собрании с агитацией вступить в колхоз, он внутренне не готов сделать первый шаг. «Нелегко давался Кондрату колхоз! Со слезами и кровью рвал Кондрат пуповину, соединявшую его с собственностью, с быками, со своим паем земли». Много бессонных ночей провел Кондрат, много дум передумал, прежде чем отвел свою скотину на колхозный двор» всю до пера отнес птицу. «…крепко, неотрывно прирос к Советской власти. А вот не спится потому, что осталась в нем жалость-гадюка к своему добру, к собственной худобе, которой он сам добровольно лишился… Свернулась на сердце жалость, холодит тоской и скукой…» Жалость к своему добру постепенно перерастает в заботу о коллективном хозяйстве. Майданникову ясно, что на первых порах будет трудно в колхозе, и он не боится этих трудностей, его заботит только одно: «Что, если разбредутся люди через неделю же, испугавшись трудного?» Как рачительного хозяина, его тревожит вопрос и о том, «как будет в колхозе» с кормами, с уходом за скотом, с посевом. То, что Майданников не может стоять в стороне, что у него болит душа за общее дело – является залогом того, что он морально созрел для того, чтобы быть последовательным борцом за новую жизнь. В дальнейшем Майданников вступает в Коммунистическую партию, а после гибели Давыдова становится председателем колхоза.


Шолохов стремится выявить готовность массы к социальным преобразованиям. Обитатели Гремячего Лога предстают перед нами в различных массовых сценах: на собрании, на полевом стане, во время «бабьего бунта», при распределении отобранного у кулаков имущества и т.д. В массовых сценах с большой художественной силой раскрываются настроения казачества и его поведение на разных этапах колхозного строительства. Подготовка гремяченцев к открытому партийному собранию, их поведение на собрании, реплики и высказывания, особенно выступление кузнеца Ипполита Шалого против Островнова, – всё это свидетельствует о том, как успешно преодолеваются в среде колхозников собственнические инстинкты, политическая пассивность и стихийность, как побеждают в их среде коллективистские принципы. Это замечает и Давыдов: «Народ стал значительно сознательнее по сравнению с первыми месяцами коллективизации».

О глубоких изменениях в сознании крестьянства свидетельствует отношение к общественному труду. В поле разворачивается социалистическое соревнование. Путиловский рабочий Семен Давыдов, приехавший из Ленинграда, показал казакам, как надо пахать по-настоящему, и это не могло не задеть чувство трудовой чести, свойственное крестьянину. За ним потянулись и другие крестьяне. Знаменательна сцена премирования кузнеца Ипполита Шалого за ударную работу.

В своем романе Шолохов раскрыл духовное богатство простого человека труда, красоту его внутреннего мира, скрытых подчас за внешней скованностью жестов, грубоватостью языка. Таковы в романе Кондрат Майданников и Любишкин, Ипполит Шалый и Ангин Грач, Иван Аржанов и Устин Рыкалин. Изменяющаяся обстановка в жизни хутора способствует проявлению лучших качеств их характера.

Роман «Поднятая целина» заканчивается гибелью коммунистов: Давыдова и Нагульнова, но дело создания колхоза, за которое они отдали жизнь, восторжествовало. Преступные планы врагов были обречены на полный и неминуемый провал, потому что за Давыдовым и коммунистами стояла вся страна, весь народ. Отсюда жизнеутверждающий, оптимистический характер всего произведения. Глубокий историзм и гуманистическое прославление разума и воли людей революции, творческого таланта и духовной красоты труженика земли – таковы особенности шолоховского реализма, получившие свое воплощение в «Поднятой целине».

Другие сочинения по этому произведению


«Великий перелом» и его изображение в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Враги народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Давыдов и Разметнов как организаторы коллективного труда колхозников Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина" Изображение коммунистов в романе "Поднятая целина" История формирования гремяченского колхоза, поведанная Шолоховым Коллективизация без прикрас (по роману М. Шолохова «Поднятая целина») Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».) Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям Образ Андрея Размётнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы врагов народа в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы гремяченских активистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы коммунистов в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина") По страницам романа М. Шолохова «Поднятая целина» Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина") Проблематика романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» Роль и функции животных в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Роль образа Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Судьба Андрея Разметнова в романе «Поднятая Целина». Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»). Труд и чувство собственности – по роману М. Шолохова “Поднятая целина” Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова Художественная летопись коллективизации (по роману "Поднятая целина") Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога? Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»). Энциклопедия казачьей жизни Юмор в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина" Юмор на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» Разбор сцен Характеристика образа Давыдова Семена Характеристика образа Разметнова Андрея Художественный образ «Поднятой целины» Художественный анализ Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова Характеристика образа Нагульнова Макар Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина» Эпоха коллективизации, поведанная Шолоховым Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7) Трагическое и комическое в романе Шолохова «Поднятая целина» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина») Трагические судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина» Дед Щукарь Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание) Характеристика образа Кондрата Майданникова Происхождение романа Шолохова «Поднятая целина» Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина» Раскрытие и описание образов в сравнении: Давыдов и Разметнов Объяснение Давыдова с Варей Интерпретации Образа Щукаря Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История семьи Мелиховых в романе Руководящая роль партии в деревне (по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Характеристика образа Щукаря Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина») Характеристика образа Нагульнова Макара Удалось ли Давыдову и Нагульному "поднять" нравственную "целину" гремяченцев Любимые страницы романа М. Шолохова "Поднятая целина" Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы Давыдова и Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина» Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Раскрытие образа Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина» Образ Щукаря Враги народа в романе Шолохова «Поднятая целина» Я хочу рассказать вам о романе М. Шолохова «Поднятая целина» Роман «Поднятая целина» это вдохновленный рассказ влюбленного в людей человека о борьбе за утверждение нового в жизни «Великий перелом» и его изображение в романе А. А. Шолохова «Поднятая целина» Воины коллективизации (По роману М. Шолохова «Поднятая целина») Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Тема коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина». Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Герои романа Шолохова «Поднятая целина» и их время МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ «Поднятая целина» и современной публицистике Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова "Поднятая целина" и современной публицистике) Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов "Поднятая целина2 Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» По страницам романа М. А.Шолохова «Поднятая целина» Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова (2) Тема человеческой судьбы Пласт народной жизни поднятый плугом коллективизации(по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») «Поднятая целина» (Дворяшин) Сочинение на тему «Поднятая целина» и современной публицистике Раскрытие образа Андрея Разметнова в романе «Поднятая целина» Социалистическое преобразование деревни в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Судьба отдельной личности с судьбами эпохи в романе «Поднятая целина» Коллективизация без прикрас (по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сен Женские образы в романе «Поднятая целина» Народ и власть в романе «Поднятая целина» «Красные» и «белые» в романе «Поднятая целина» Значение массовых сцен, в прозе М. Шолохова (По роману «Поднятая целина») СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Почему не дала всходов "поднятая целина"? ("Поднятая целина" М.А. Шолохова) Размышляя о книге М. А. Шолохова «Поднятая целина» Юмор на страницах романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Фразеологические обороты в романе М.А. Шолохова Яков Лукич в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Отражение мира людей в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Коллективизация и судьбы крестьян в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Характеристика образа Половцева Александра Анисимовича Сюжет романа «Поднятая целина» Образ и характер Щукаря в романе Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сюжет романа Шолохова «Поднятая целина» Образ и характер конфликт Семена Давыдова Половцева в романе Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»