Поднятая целина

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Тема человеческой судьбы»

Сочинение

...Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев - пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском направлении. Их имена, их героизм вписаны в историю победы в Великой Отечественной войне. История русского воинства знает подобный случай, к сожалению, мала известный, и, практически неизученный. Я хочу рассказать о романе русского писателя Валентина Пикуля "Баязет" и о судьбе главного героя Андрея Карабанова. И так, 1877 год, Русско-турецкая война. Имя русского генерала Скобелева гремит на Балканах, но даже из современников мало кто знал, что в долине Арарата существует город - крепость Баязет и что русские войска, встав на защиту армейского населения, позиционными боями оттягивают с Балкан значительную часть турецкой армии. Во время этих событий и появляется в Баязете наш главный герой. Дворянин с безупречными манерами, молодой физически развитый офицер, служивший в престижном лейб-гвардии кавалергардском полку, один из телохранителей царствующих особ, красавиц - сердцеед, и вдруг ... новое место службы. Променять Петербург на Кавказ, аксельбант кавалергарда на погоны казачьего сотника,
дамские салоны на войну, поставить крест на своей карьере офицера, а может и своей жизни, но почему, зачем? Представляясь командиру полка удивлённому появлением столичного франта Карабанов вынужден объяснить крутую перемену в своей судьбе: "...Я дал пощёчину офицеру моего полка, человеку титулованной фамилии за то, что он ударил солдата, который был георгиевским кавалером". Отказавшись стрелять на дуэли Карабанов не мог служить в гвардии - это противоречило (в среде сослуживцев) понятию офицерской чести и внутренним убеждением Андрея. Знакомясь с офицерами полка
Карабанов, невольно повёл себя с той холодной надменностью, которая была принята в той прошлой его столичной жизни. Возможно, он ожидал насмешек и непонимания за свой поступок. Но, встретив искренность и простоту в словах и делах провинциальных боевых офицеров Андрей впервые подумал о том, что он, возможно, испорчен тем воспитанием, которое принято называть светским. В последствии, в тяжелейших условиях осады крепости Андрей превратит своё светское воспитание в жёсткую требовательность к подчинённым, к офицерам, и, в первую очередь, к себе. Не давая окружающим поддаваться панике, или наоборот тупому безразличию, Карабанов действовал неадекватно, со стороны удивляясь самому себе - "...видели бы меня сейчас мои друзья кавалергарды." но всё это будет потом, а пока Андрей привыкает к гарнизонной жизни, к местному мусульманскому населению; к "восточным коварным хитростям", непредсказуемо, кстати и некстати, для самого себя, смешивая внутреннее благородство, столичный холодный цинизм и расчёт, и наивное незнание окопной и восточной жизни. Здесь проявляется стойкость духа Андрея - он не раскис, не пошёл на поводу у обстоятельств, не отвернул от себя офицерский ко! ллектив, и даже его сотня, его столичники - казачки приняли его за своего, отдавая дань его уму, храбрости и честности.

Выезжая на рекогносцировки со своей сотней, Андрей не стесняется учиться у своих казаков, суровым премудростям войны, в кровавых стычках с турками приходит на помощь казаку, оказавшемуся в опасности, в следующую минуту его спасает от смертельного сабельного удара. Вид крови, смерти сближает и роднит. И совсем не случайно в лексиконе Андрея появляется слова "брат". Его разговорная речь огрубела, но это никого не удивляет и не обижает. Весть о предстоявшем наступлении тридцатитысячной армии турок на двухтысячный гарнизон Баязета Карабанов принял спокойно, один из немногих понимая, что их ждёт окружение, осада и, вероятно, смерть. Мысли об отступлении или сдачи в плен у вчерашнего изнеженного столичной жизнью франта не было! Готовясь к обороне, комендант гарнизона приказал Андрею навести порядок на продовольственных складах. Принимая документацию Карабанов,
уличил во взяточничестве прапорщика – тыловика. Что же сделал Андрей? Он не дал пощёчины, не вызвал на дуэль, понимая, что в осаждённом гарнизоне каждый штык на счету, он просто не пожал протянутой руки. Прапорщик, не сдержав позора повесился.

А осада продолжалась. Жара, отсутствие воды сказывалась на гарнизоне. Раненным выдавали по полстакана в день, а с каждым днём их становилось всё больше. Под стенами крепости разлагались трупы, заканчивалось продовольствие. Казаки, плача резали лошадей – их нечем было поить и кормить. В этих нечеловеческих условиях гарнизон держал оборону, на предложение турок о сдачи звучали выстрелы. Солдаты стреляли сидя, оперевшись спинами друг к другу, но от истощения и от отдачи от оружейного выстрела падали. Неоднократные штурмы крепости результатов не дали и турки, имея превосходство в пятнадцать раз, были вынуждены остановить наступление и перейти к осаде крепости. Такого случая в истории мировых войн ещё не бывало!

Вид чужой боли, крови, смерти никого не ужасал и не удивлял. Огрубелость Андрея переросла в чёрствость. Это вынужденная защитная реакция организма спасла Карабанова–он не сошёл с ума, более того, он оставался тем командиром, чьи грамотные и своевременные приказы выполнялись. Чувство долга, ответственность за людей, яростная злость – "гарнизон не сдам!", помогла Андрею выжить. Получив Георгиевский крест за храбрость, Карабанов был узнан великим князем Михаилом Николаевичем и стал его порученцем. Служба Андрея заключалась в полном её отсутствии. Карабанов захандрил от одиночества и тоски. Он снова служил во дворце, его окружал блеск золота, драгоценности, генеральских эполетов, но теперь Андрею было с чем сравнивать. За незначительное выполненное поручение Андрея награждают орденом Адмирала. Карабанов запил, запил тяжело, по–мужицки. Задетую честь в Петербурге он восстановил в Баязете. Именно в это время он сказал: "господи, до чего же хорошо было там, в крепости". Волею суд! ьбы он встречает своего давнего обидчика, но пощёчины уже не было. Андрей просто избивает его в кровь как мужик, по-русски. И снова дуэль, и снова Андрей не стреляет. Он не хочет жить в таком чужом для него и непонятном мире. Его похоронили на Рязанщине в родовом поместье. Судьба!

Другие сочинения по этому произведению


«Великий перелом» и его изображение в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Враги народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Давыдов и Разметнов как организаторы коллективного труда колхозников Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина" Изображение коммунистов в романе "Поднятая целина" История формирования гремяченского колхоза, поведанная Шолоховым Коллективизация без прикрас (по роману М. Шолохова «Поднятая целина») Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».) Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям Образ Андрея Размётнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы врагов народа в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы гремяченских активистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы коммунистов в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина") По страницам романа М. Шолохова «Поднятая целина» Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина") Проблематика романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» Роль и функции животных в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Роль образа Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Судьба Андрея Разметнова в романе «Поднятая Целина». Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»). Труд и чувство собственности – по роману М. Шолохова “Поднятая целина” Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова Художественная летопись коллективизации (по роману "Поднятая целина") Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога? Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»). Энциклопедия казачьей жизни Юмор в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина" Юмор на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» Разбор сцен Характеристика образа Давыдова Семена Характеристика образа Разметнова Андрея Художественный образ «Поднятой целины» Художественный анализ Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова Характеристика образа Нагульнова Макар Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина» Эпоха коллективизации, поведанная Шолоховым Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7) Трагическое и комическое в романе Шолохова «Поднятая целина» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина») Трагические судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина» Дед Щукарь Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание) Характеристика образа Кондрата Майданникова Происхождение романа Шолохова «Поднятая целина» Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина» Раскрытие и описание образов в сравнении: Давыдов и Разметнов Объяснение Давыдова с Варей Интерпретации Образа Щукаря Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История семьи Мелиховых в романе Руководящая роль партии в деревне (по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Характеристика образа Щукаря Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина») Характеристика образа Нагульнова Макара Удалось ли Давыдову и Нагульному "поднять" нравственную "целину" гремяченцев Любимые страницы романа М. Шолохова "Поднятая целина" Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы Давыдова и Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина» Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Раскрытие образа Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина» Образ Щукаря Враги народа в романе Шолохова «Поднятая целина» Я хочу рассказать вам о романе М. Шолохова «Поднятая целина» Роман «Поднятая целина» это вдохновленный рассказ влюбленного в людей человека о борьбе за утверждение нового в жизни «Великий перелом» и его изображение в романе А. А. Шолохова «Поднятая целина» Воины коллективизации (По роману М. Шолохова «Поднятая целина») Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Тема коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина». Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Герои романа Шолохова «Поднятая целина» и их время МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ «Поднятая целина» и современной публицистике Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова "Поднятая целина" и современной публицистике) Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов "Поднятая целина2 Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» По страницам романа М. А.Шолохова «Поднятая целина» Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова (2) Пласт народной жизни поднятый плугом коллективизации(по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») «Поднятая целина» (Дворяшин) Сочинение на тему «Поднятая целина» и современной публицистике Раскрытие образа Андрея Разметнова в романе «Поднятая целина» Социалистическое преобразование деревни в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Судьба отдельной личности с судьбами эпохи в романе «Поднятая целина» Коллективизация без прикрас (по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сен Женские образы в романе «Поднятая целина» Народ и власть в романе «Поднятая целина» «Красные» и «белые» в романе «Поднятая целина» Значение массовых сцен, в прозе М. Шолохова (По роману «Поднятая целина») СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Почему не дала всходов "поднятая целина"? ("Поднятая целина" М.А. Шолохова) Размышляя о книге М. А. Шолохова «Поднятая целина» Юмор на страницах романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Фразеологические обороты в романе М.А. Шолохова Яков Лукич в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Отражение мира людей в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Коллективизация и судьбы крестьян в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Характеристика образа Половцева Александра Анисимовича Сюжет романа «Поднятая целина» Образ и характер Щукаря в романе Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сюжет романа Шолохова «Поднятая целина» Образ и характер конфликт Семена Давыдова Половцева в романе Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»