Поднятая целина

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина»)»

Сочинение

Основу романа М. Шолохова «Поднятая целина» составляет история рождения в огне классовых боев гремяченского колхоза, история его развития и укрепления. Организация колхоза в далеком казачьем хуторе, где готовится контрреволюционное восстание, протекает в условиях напряженной и сложной борьбы двух враждебных лагерей. Этим объясняется расстановка действующих лиц, построение романа, наполненного трагическими событиями. Народным массам, строящим во главе с Давыдовым новую жизнь, противостоит кучка злобных врагов народа, внутренне опустошенных и обреченных на разгром и гибель.

Ликвидация старого буржуазного хозяйственного строя и создание нового, социалистического строя были связаны с большими трудностями. Приходилось бороться с собственническими навыками и представлениями, воспитанными в сознании многих поколений. Собственность – вот что определило одну из коренных проблем нового этапа борьбы за социализм. Большинство середняков упорно отказывалось идти в колхоз, несмотря на огромные преимущества коллективизации хозяйства. Это было непонятно Давыдову. Для него хутор был «как сложный мотор новой конструкции, и Давыдов внимательно и напряженно пытался познать его, изучить, прощупать каждую деталь, слышать каждый перебой в каждодневном, неустанном, напряженном биении этой мудреной машины…» Действия врагов были столь скрытными и потайными, что Давыдов мог только догадываться: какие-то вредящие делу пружины действуют в сложном механизме колхозной жизни. И это была лишь одна из многих трудностей, возникших на пути становления колхоза.

За всеми действиями враждебно настроенной части крестьянства стояли враги советской власти. Одновременно с Давыдовым в Гремячий Лог приезжает белогвардейский офицер Половцев. Он был прислан сюда злейшими врагами народа, стремящимися опереться на кулаков, и всеми средствами – убийствами, диверсиями, восстаниями – сорвать строительство социализма в деревне. Представитель белогвардейской контрреволюции Половцев является матерым палачом, шпионом и убийцей. Еще в первую империалистическую войну славился он своей жестокостью, зверским обращением с казаками. В годы гражданской войны есаул Половцев служил Корнилову и Деникину, затем скрывался под чужой фамилией. Это сильный и жестокий враг. Шолохов тонко раскрывает звериную сущность Половцева, наделяя его чертами хищника. Он был страшен в своем одиночестве, «как коршун-стервятник на могильном кургане», багровел, наливаясь кровью, «как крупный хищный зверь перед прыжком». У Половцева – «тяжелый взгляд», «лающий бас», «волчий склад лысеющего черепа», торчащие, «как у хищного зверя, хрящеватые уши», «страшные, неподвижные зрачки» в глубоких провалах глазниц. Как хищный зверь, он с одинаковым равнодушием убивает овцу и зверски расправляется с бедняком Хопровым и его женой. Убийство человека – для него привычное дело.

Иногда в нем прорывается яростная, бессильная злоба. Тогда « в крохотных страшных неподвижностью зрачках его возгоралось озлобление», «с бешенством, с клекотом в горле изрыгал он ругательства. « Половцев понимает, что ликвидация кулачества лишает контрреволюцию последней опоры в стране, и вся его «программа» продиктована дикой ненавистью и жаждой мести освобожденному народу: «Рвут из-под ног землю! Опоры лишают… Рубить! Рубить! Рубить беспощадно!»

Половцев, испытывая звериную ненависть ко всему, что несла в своем зародыше новая жизнь, терпеливо дожидался своего часа, когда разгуляется контрреволюционный мятеж и можно будет дать выход накопившейся злобе против коммунистов. Подготавливая восстание на Дону, Половцев организует «Союз освобождения Дона» и вовлекает туда Якова Лукича Островнова. Островнов – это скрытый и изворотливый враг, стремящийся взорвать колхоз изнутри. Временно надел он на себя маску сторонника новой жизни. Внешне это неприметный и безобидный культурный хозяин, но на самом деле жестокий и смертельный враг революции. «Яков Лукич, как ребенок к огоньку, всю жизнь тянулся к богатству», широкие планы были у него, но свершилась революция, и «шатнулась земля под ногами Якова Лукича.» После революции «встать-то Якову Лукичу и не пришлось! Потому-то он и против советской власти… «Об одном лишь думал Островнов: «… вернуть ту жизнь, что прежде сияла и хрустела радужной сторублевкой… « Островнов ведет вредительскую работу: срывает мероприятия колхоза, устраивает провокации. Это он распорядился посыпать воловни речным песком, чтобы погибли колхозные быки. Под влиянием усиленной агитации Якова Лукича по деревне пронесся слух, что весь скот заберут на мясозаготовки, и это вызвало массовый убой скота. Не без его участия был организован «бабий бунт» и был расхищен семенной фонд. Скрытый враг остро ощущал непрочность своего Временного благополучия. Страшась разоблачения, он пошел на чудовищное преступление – уморил голодом родную мать. Самое святое, что есть у человека, – мать была принесена в жертву контрреволюционному бешенству.






Шолохов рисует трагическую сцену, когда заставляет умирающую старуху прислушиваться к шагам Якова Лукича. Эти шаги она помнила с первых месяцев жизни ее сына. Они доставляли ей великую материнскую радость а теперь эти шаги, удаляясь от нее, стали выражением звериной жестокости сына-убийцы.

Сознание безнадежности доводит Половцева и Лятьевского до предела ожесточения. Офицер Лятьевский уже понимает всю обреченность бессильных попыток разбитых революцией классов повернуть назад колесо истории. «Кто вы такой, милостидарь? – обращается Лятьевский к Половцеву. – Я вас спрашиваю, достопочтенный господин Половцев. А я скажу вам, кто вы… Угодно? Пожалуйста! Патриот без отечества, полководец без армии и, если эти сравнения вы находите слишком высокими и отвлеченными, – игрочишка без единого золотого в кармане».

Лагерь врагов, помимо Половцева и Лятьевского, представлен характерными фигурами Тита Бородина, Лапшинова и других кулаков. Сложность образа Бородина в том, что в прошлом он бедняк, красногвардеец, участник боев с белыми. Жажда обогащения, собственническая стихия захлестнула его, и он стал кулаком, эксплуататором, мироедом – злобным и жестоким врагом трудящихся масс. Тит Бородин – прямой и откровенный враг советской власти. В романе его политический облик предельно ясен и подчеркнуто прямолинеен. Когда Нагульнов обнаруживает у него оружие – обрез – и хочет отобрать его, Бородин отвечает ему: «Не дам! Имущество забираете, да еще обрез последний? Кулак должен быть с обрезом, так про него в газетах пишут. Беспременно чтобы с обрезом. Я, может, им хлеб насущный добывать буду, а?»

В своем романе Шолохов наглядно показывает, как попытки врагов сорвать коллективизацию обречены на провал. Лучшие люди, выведенные в «Поднятой целине», вдохновлены идеями строительства новой жизни в деревне. Близость к жизни народа и мастерство художника позволили автору «Поднятой целины» создать незабываемые образы – Давыдова, двух его соратников – казаков Макара Нагульнова и Андрея Разметнова, выразителя психологии середняцкого казачества Кондрата Майданникова, трогательного весельчака и балагура деда Щукаря… Шолохов прекрасно передал в романе атмосферу боевого товарищества, единства, спаянности коммунистов. Они сильны своей сплоченностью в горячем стремлении решить задачи, поставленные партией. Вера в партию, убежденность в правоте ее дела, сознание, что за партией стоит весь народ, лежали в основе ратного и трудового героизма создателей колхоза на хуторе Гремячий Лог.

Другие сочинения по этому произведению


«Великий перелом» и его изображение в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Враги народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Давыдов и Разметнов как организаторы коллективного труда колхозников Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина" Изображение коммунистов в романе "Поднятая целина" История формирования гремяченского колхоза, поведанная Шолоховым Коллективизация без прикрас (по роману М. Шолохова «Поднятая целина») Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».) Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям Образ Андрея Размётнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы врагов народа в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы гремяченских активистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы коммунистов в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина") По страницам романа М. Шолохова «Поднятая целина» Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина") Проблематика романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» Роль и функции животных в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Роль образа Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Судьба Андрея Разметнова в романе «Поднятая Целина». Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»). Труд и чувство собственности – по роману М. Шолохова “Поднятая целина” Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова Художественная летопись коллективизации (по роману "Поднятая целина") Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога? Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»). Энциклопедия казачьей жизни Юмор в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина" Юмор на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» Разбор сцен Характеристика образа Давыдова Семена Характеристика образа Разметнова Андрея Художественный образ «Поднятой целины» Художественный анализ Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова Характеристика образа Нагульнова Макар Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина» Эпоха коллективизации, поведанная Шолоховым Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7) Трагическое и комическое в романе Шолохова «Поднятая целина» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина») Трагические судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина» Дед Щукарь Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание) Характеристика образа Кондрата Майданникова Происхождение романа Шолохова «Поднятая целина» Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина» Раскрытие и описание образов в сравнении: Давыдов и Разметнов Объяснение Давыдова с Варей Интерпретации Образа Щукаря Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История семьи Мелиховых в романе Руководящая роль партии в деревне (по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Характеристика образа Щукаря Характеристика образа Нагульнова Макара Удалось ли Давыдову и Нагульному "поднять" нравственную "целину" гремяченцев Любимые страницы романа М. Шолохова "Поднятая целина" Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы Давыдова и Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина» Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Раскрытие образа Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина» Образ Щукаря Враги народа в романе Шолохова «Поднятая целина» Я хочу рассказать вам о романе М. Шолохова «Поднятая целина» Роман «Поднятая целина» это вдохновленный рассказ влюбленного в людей человека о борьбе за утверждение нового в жизни «Великий перелом» и его изображение в романе А. А. Шолохова «Поднятая целина» Воины коллективизации (По роману М. Шолохова «Поднятая целина») Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Тема коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина». Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Герои романа Шолохова «Поднятая целина» и их время МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ «Поднятая целина» и современной публицистике Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова "Поднятая целина" и современной публицистике) Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов "Поднятая целина2 Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» По страницам романа М. А.Шолохова «Поднятая целина» Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова (2) Тема человеческой судьбы Пласт народной жизни поднятый плугом коллективизации(по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») «Поднятая целина» (Дворяшин) Сочинение на тему «Поднятая целина» и современной публицистике Раскрытие образа Андрея Разметнова в романе «Поднятая целина» Социалистическое преобразование деревни в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Судьба отдельной личности с судьбами эпохи в романе «Поднятая целина» Коллективизация без прикрас (по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сен Женские образы в романе «Поднятая целина» Народ и власть в романе «Поднятая целина» «Красные» и «белые» в романе «Поднятая целина» Значение массовых сцен, в прозе М. Шолохова (По роману «Поднятая целина») СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Почему не дала всходов "поднятая целина"? ("Поднятая целина" М.А. Шолохова) Размышляя о книге М. А. Шолохова «Поднятая целина» Юмор на страницах романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Фразеологические обороты в романе М.А. Шолохова Яков Лукич в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Отражение мира людей в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Коллективизация и судьбы крестьян в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Характеристика образа Половцева Александра Анисимовича Сюжет романа «Поднятая целина» Образ и характер Щукаря в романе Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сюжет романа Шолохова «Поднятая целина» Образ и характер конфликт Семена Давыдова Половцева в романе Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»