Поднятая целина

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Образ и характер конфликт Семена Давыдова Половцева в романе»

Сочинение

Жизнь, действительно, «встала на дыбы, как норовистая лошадь». (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер конфликт Семена Давыдова Половцева в романе Поднятая целина. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Рвутся привычные связи, создаются новые отношения,— все приходит в движение. Не случайно в самом начале романа повествуется о приезде двадцатипятитысячника, посланца ленинградских большевиков, рабочих Кировского завода Давыдова — и бывшего офицера Половцева. Давыдов приезжает утром, ночью приезжает Половцев. Уже здесь есть определенная сюжетная «загадка», которая вовлекает читателя в бурный водоворот развернувшихся вскоре событий.

Кто такой Половцев? Что собой представляет Яков Лукич Островнов? Для чего приехал Семен Давыдов? События, если иметь в виду то историческое движение, которое воплотилось в коллективизации, подготовлены в романе; в действие вступают личности со своими убеждениями, надеждами. Половцев и Давыдов так ни разу «напрямую» и не встретились в романе. Они не только представители различных социальных сил и тенденций общественного развития, но и личности, характеры. Исторически оправданно вступив в действие, они затем многое определяют и в поворотах событий, в движении конфликта, в судьбах героев «Поднятой целины». Каждый из вих обладает той силой и определенностью убеждений, которые делают их своеобразными центрами притяжения. В сущности, каждый из них как бы поляризует противоборствующие силы в Гремячем.

Размышляя о путях социального прогресса, о закономерности, неизбежности, Шолохов ставит в романе один из важнейших вопросов для нашего времени — вопрос о свободе исторического выбора и свободе поведения. Для Давыдова колхоз — естественное развитие событий революции и гражданской войны, историческая необходимость, без которой нельзя выйти «из нужды». Ради этого важнейшего прогрессивного дела он готов на жертвы и утраты.

Во время раскулачивания Тит Бородин ударил Давыдова железной занозой. Вечером Давыдов с перебинтованной головой выступает на собрании, страстно, напористо убеждает в выгодности, необходимости колхозной жизни. Бурлит собрание в переполненном хуторском клубе, разгораются схватки, во смолкают выкрики и раздается чей-то запоздалый озлобленный голос: «Нас нечего загонять дуриком! Тебе Титок раз кровь пустил, и ишо можно...

Будто плетью Давыдова хлестнули. Он в страшной тишине с минуту стоял молча, бледнея, полураскрыв щербатый рот, потом хрипло крикнул:

— Ты! Вражеский голос! Мне мало крови пустили! Я еще доживу до той поры, пока таких, как ты, всех угробим. Но если понадобится, я за партию... я за свою партию, за дело рабочих всю кровь отдам! Слышишь ты, кулацкая гадина? Всю, до последней капли!»

Эта готовность к самопожертвованию определяется высотой тех исторических целей, ради которых трудится и живет Семен Давыдов.

Конфликтная система романа такова, что все время происходит то, что можно было бы назвать проверкой характеров. Один из основных принципов поэтики Шолохова как раз и состоит в том, что образы его героев раскрываются всегда в прямых поступках, в действии. Действенность не только свойство характера, но и определенная черта поэтического мышления автора. Монологи, высказывания героев подтверждаются или опровергаются в событиях, в действиях, поступках. Вот Давыдов один на один встречает толпу, которая требует раздела семенного хлеба. Поднятые, взбудораженные враждебной агитацией женщины и казаки бросились к общественным амбарам, они требуют от Давыдова ключи. Давыдов пытается выиграть время, чтобы успели вернуться с поля, с пахоты колхозники, за которыми поскакал Демка Ушаков. Бабы начинают бить Давыдова, но выдержка и самообладание не изменяют ему. Он лишается сил, не может идти и «обвесил енно сел на дорогу»,

«— За вас же, сволочей...— неожиданно звонко сказал Давыдов и повел по сторонам странно посветлевшими глазами.— Для вас же делаем! И вы же меня убиваете... Ах, сво-ло-чи! Не дам ключей, понятно? Факт, не дам! Ну?» Реальность и достоверность образа Семена Давыдова, эмоциональная сила воздействия как раз и рождается из этой свойственной характеру слитности слова и действия. Соответствие между тем, что говорится о Давыдове или Давыдов говорит о себе, и его поведением, поступками, делами полнейшее.

Осознание исторической цели, неизбежности «молодого колхозного дела» определяет и тот любовный внимательный интерес к человеку, который отличает Давыдова. Он замечает Любишкина, упрекает коммунистов хутора за то, что те забросили, не воспитали бывшего партизана. Любишкин стал колхозным бригадиром, после весеннего сева был принят в партию.

В торжественной обстановке Давыдов отмечает работу Ипполита Шалого, и мы видим, как во второй книге романа Ипполит Шалый становится одной из важных фигур, помогающих осмыслению и некоторых важных черт в характере самого Давыдова.

Давыдов выделяет Кондрата Майданникова как «самого фактического ударника». Он сумел пробудить в этом умном казаке те новые чувства, которые позволяют говорить о Майданникове как о человеке-хозяине, строителе новой жизни.

Гуманизм Давыдова проявляется в неразрывных и все крепнущих его связях с хутором, казачьей массой. Само отношение казачьей массы к Давыдову становится в романе одним из важнейших средств характеристики образа. Собственно, здесь проявляется один из важнейших принципов эстетики социалистического реализма. История человеческой жизни, судьба человека дается в прямом сопоставлении с историей, судьбой народа. Если Давыдова вначале встретили недоверчиво, настороженно, с холодком, то по мере развития событий в самых драматических испытаниях он обнаруживает такие человеческие свойства и качества, которые вызывают ответное чувство доверия и симпатии жителей Гремячего Лога.

Противопоставление Давыдов — Половцев идет по многим направлениям. Поражение в гражданской войне обозлило Половцева. Он не сложил оружия, он ищет возможности посчитаться с советской властью. Но ведь, в сущности, это фигура человека, который восстает против исторически прогрессивного и неизбежного. Причем Половцев обладает той силой и определенностью убеждений, которые помогают нам увидеть сущность исторического конфликта. В развернувшихся событиях у Половцева как будто бы нет непосредственного эгоистического интереса. Если вспомнить Якова Островнова, то очевидно, что его привлекает на сторону Половцева злоба и ненависть к советской власти, которая не дает ему «хода». «Не будь гонения на богатых, я бы, может, теперь по своему старанию первым человеком в хуторе был», — говорит он Половцеву. При всем том, что он любит и знает землю, что он действительно «культурный хозяин», в Островнове главное — эгоистический классовый интерес, который его приводит не только к участию в убийстве Хопрова. Островнов совершает самое страшное преступле ние: в слепом эгоизме самозащиты, из опасений, что мать может «разболтать» о скрывающихся в доме офицерах, он убивает ее.

Половцев же мнит себя защитником казачьих интересов. Властная угрюмая сила его поддерживалась тщательно подогреваемым убеждением в том, что он, боевой казачий офицер, человек долга и чести, поднимает на борьбу за интересы трудового казачества население Дона, что у него нет никаких корыстных интересов, кроме «святой ненависти к большевикам и Советам». Он пытается «раскрыть глаза» на их исторические заблуждения: не захотели воевать, сложили оружие в гражданской войне, и вот теперь предстоит им претерпеть еще более «горестные муки» коллективизации. Он пытается пробудить в своих сторонниках чувство казачьей романтики, связанное с теми автономистскими идеями «самостийности» Дона, которые в гражданской войне не раз помогали белогвардейцам поднимать казаков против советской власти.

После того как казаки, прочитавшие статью Сталина «Головокружение от успехов», отказались выступать, матерый офицер не выдержал, заплакал. «О том плачу, что не удалось наше дело... на этот раз...—звучно сказал Половцев и размашистым жестом снял белую курпяйчатую папаху, осушил ею глаза.— Обеднял Дон истинными казаками, разбогател сволочью: предателями и лиходеями.*.»

Утрата всякой опоры в жизни, отчуждение и одиночество — таков путь, но которому проходит Половцев и который свидетельствует о крушении всяких иллюзий возможности возврата к прошлому. Крушение дела, ради которого приехал в Гремячий Лог Половцев, конечно же, лучшее опровержение его надежд и стремлений, но для характеристики героев приобретает в романе первостепенное значение то, что может быть названо «оттенением» характеров.

Так, для выявления истинного лица Половцева большое значение имеют те отношения, в которые ставит его автор не только с казачьей массой, отвернувшейся от бывшего есаула, но и с такими действующими лицами «Поднятой целины», как Островнов и Лятьевский. Близко поставленные друг к другу характеры позволяют увидеть сходство и различие, «оттенить» друг друга.

Другие сочинения по этому произведению


«Великий перелом» и его изображение в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Враги народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Давыдов и Разметнов как организаторы коллективного труда колхозников Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина" Изображение коммунистов в романе "Поднятая целина" История формирования гремяченского колхоза, поведанная Шолоховым Коллективизация без прикрас (по роману М. Шолохова «Поднятая целина») Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».) Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям Образ Андрея Размётнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы врагов народа в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы гремяченских активистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы коммунистов в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина") По страницам романа М. Шолохова «Поднятая целина» Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина") Проблематика романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» Роль и функции животных в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Роль образа Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Судьба Андрея Разметнова в романе «Поднятая Целина». Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»). Труд и чувство собственности – по роману М. Шолохова “Поднятая целина” Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова Художественная летопись коллективизации (по роману "Поднятая целина") Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога? Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»). Энциклопедия казачьей жизни Юмор в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина" Юмор на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» Разбор сцен Характеристика образа Давыдова Семена Характеристика образа Разметнова Андрея Художественный образ «Поднятой целины» Художественный анализ Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова Характеристика образа Нагульнова Макар Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина» Эпоха коллективизации, поведанная Шолоховым Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7) Трагическое и комическое в романе Шолохова «Поднятая целина» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина») Трагические судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина» Дед Щукарь Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание) Характеристика образа Кондрата Майданникова Происхождение романа Шолохова «Поднятая целина» Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина» Раскрытие и описание образов в сравнении: Давыдов и Разметнов Объяснение Давыдова с Варей Интерпретации Образа Щукаря Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История семьи Мелиховых в романе Руководящая роль партии в деревне (по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Характеристика образа Щукаря Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина») Характеристика образа Нагульнова Макара Удалось ли Давыдову и Нагульному "поднять" нравственную "целину" гремяченцев Любимые страницы романа М. Шолохова "Поднятая целина" Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы Давыдова и Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина» Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Раскрытие образа Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина» Образ Щукаря Враги народа в романе Шолохова «Поднятая целина» Я хочу рассказать вам о романе М. Шолохова «Поднятая целина» Роман «Поднятая целина» это вдохновленный рассказ влюбленного в людей человека о борьбе за утверждение нового в жизни «Великий перелом» и его изображение в романе А. А. Шолохова «Поднятая целина» Воины коллективизации (По роману М. Шолохова «Поднятая целина») Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Тема коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина». Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Герои романа Шолохова «Поднятая целина» и их время МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ «Поднятая целина» и современной публицистике Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова "Поднятая целина" и современной публицистике) Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов "Поднятая целина2 Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» По страницам романа М. А.Шолохова «Поднятая целина» Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова (2) Тема человеческой судьбы Пласт народной жизни поднятый плугом коллективизации(по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») «Поднятая целина» (Дворяшин) Сочинение на тему «Поднятая целина» и современной публицистике Раскрытие образа Андрея Разметнова в романе «Поднятая целина» Социалистическое преобразование деревни в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Судьба отдельной личности с судьбами эпохи в романе «Поднятая целина» Коллективизация без прикрас (по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сен Женские образы в романе «Поднятая целина» Народ и власть в романе «Поднятая целина» «Красные» и «белые» в романе «Поднятая целина» Значение массовых сцен, в прозе М. Шолохова (По роману «Поднятая целина») СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Почему не дала всходов "поднятая целина"? ("Поднятая целина" М.А. Шолохова) Размышляя о книге М. А. Шолохова «Поднятая целина» Юмор на страницах романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Фразеологические обороты в романе М.А. Шолохова Яков Лукич в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Отражение мира людей в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Коллективизация и судьбы крестьян в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Характеристика образа Половцева Александра Анисимовича Сюжет романа «Поднятая целина» Образ и характер Щукаря в романе Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Сюжет романа Шолохова «Поднятая целина» Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»