Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор»)»

Сочинение

Вопрос судьбы, благополучного жизненного пути волновал людей, наверное, на протяжении всей истории человечества. Почему одни люди счастливы и спокойны, а другие — нет, почему к одним благоволит судьба, а других преследует злой рок?

В Толковом словаре мы находим несколько определений понятию «судьба»: «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий»; «доля, участь»; «история существования кого — чего-нибудь». Понятно, что, в той или иной степени, судьба является синонимом жизненного пути человека.

Проблема человеческой судьбы является одной из основных в произведениях русской литературы. В частности, писатели 20 века широко разрабатывали эту тему, связывая судьбу отдельного человека с судьбой России, с тем, что ей пришлось пережить в современную им кровавую эпоху. Примером таких произведения являются рассказы двух классиков русской литературы — М. А. Шолохова и А. И. Солженицына.

Судьба простого русского человека Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека», тесно переплетена с жизнью его родной страны. Он рано остался сиротой, воевал в гражданскую войну, батрачил на кулаков в деревне. После войны Соколов перебрался в город, где вскоре женился.

Можно смело сказать, что жизнь этого человека была счастливой — он занимался любимым делом, у него была любящая жена, дети. Тем страшнее и величественнее та судьба, которая вскоре выпала на долю этого человека.

Во время Великой Отечественной войны Соколов попадает в немецкий плен. Герой решает совершить почти невозможное — прорваться сквозь заслон врага и доставить нашим войскам снаряды. Важно, что в ту минуту он не думал о своей жизни, об опасности, которая ему грозит. Герой знал, что должен сделать все, что в его силах — ведь без орудий наши солдаты погибнут.

Но план Соколова не удался — он попал в плен к фашистам. Но такова была сила характера героя, что и здесь он не упал духом, а сохранил спокойствие, чувство собственного достоинства и даже чувство юмора.

Даже перед лицом смертельной опасности (кульминационный эпизод с лагерфюррером Мюллером) он вел себя чрезвычайно достойно. Его поведение вызвало уважение даже у врага, готового уничтожить строптивого русского солдата. Беседа этих людей закончилась признанием даже немцами несгибаемого характера советского солдата.

После окончания войны герой рассказа в полной мере испытал на себе все ее последствия: он узнал, что пока воевал, потерял жену, дочь, сына. Все надежды Соколова на счастливую семейную жизнь, все то, что было его опорой и поддержкой, исчезло. Он остался один — полностью опустошенный, потерявший смысл жизни. И лишь счастливая случайность — встреча с сиротой Ванюшей — не позволило Соколову полностью опуститься, погибнуть. Этот мальчик стал для героя сыном, его смыслом жизни.

Шолохов подчеркивает, что гуманизм, наряду со стойкостью и чувством собственного достоинства, — коренные черты русского характера. Именно поэтому русский народ победил немцев в той страшной и великой войне.

Другую судьбу исследует Солженицын в рассказе «Матренин двор». В центре внимания повествователя здесь — трагическая судьба простой русской женщины Матрены Васильевны Григорьевой. Она прожила безотрадную, полную забот и лишений жизнь: испытала «несостоявшуюся» любовь, смерть шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелую болезнь, обиду на колхоз, выбросившего ее из общей жизни как отработанный материал. Да и финал жизни Матрены нелеп и трагичен одновременно: героиня погибает на железнодорожном переезде, помогая родственникам перевозить часть своей избы.

По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила она бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, пренебрежительно относилась к собственности, столь ценимой в деревне, не «гналась за нарядами». Ничего не скопила Матрена на своем веку, единственные ее ценности — грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы, заполняющие «одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей — нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Бессовестно эксплуатирует героиню ее и родной колхоз, не начисливший ей пенсии и урезавший огород. Но кроткая и безответная Матрена не ропщет и принимает мир таким, каков он есть, сохраняя при этом доброе расположение к людям, чувства радости и жалости ко всему сущему.

А если и «сердилась Матрена на кого — то невидимого», то лечила себя извечным русским лекарством — работой. И только изредка вырывается у героини горькое: «Притесняют меня, Игнатич… Иззаботилась я». «Иззаботилась» от скудного и тяжелого быта, от невнимания советской власти, от равнодушия тех, кто смысл и цель жизни видит в накопительстве и приобретательстве.

Таким образом, Шолохов и Солженицын утверждают, что судьба русского человека неразрывно связано в судьбой России. В своих рассказах «Судьба человека» и «Матренин двор» эти писатели показывают лучшие стороны русского национального характера. Они утверждают — русскому человеку свойственны высокая нравственность, чувство собственного достоинства и справедливости, любовь к труду, гуманизм. Русская душа бескорыстна и великодушна, добра и тепла — ее любви хватит на всех вокруг. И ничто и никто не может уничтожить ее — в трудных условиях просыпается весь потенциал русского человека, вся его немыслимая сила, которую признает и перед которой приклоняется все на свете.

Судьба этих героев — абсолютно простых людей — не только заставляет гордиться своим народом, но и вдохновляет, дает образец для подражания, учит мужеству и стойкости. Прочитав рассказы Шолохова и Солженицына, я поняла — какие бы испытания не выпали тебе на долю, нужно сохранять чувство собственного достоинства, поступать по совести, быть вместе со своим народом и со своей страной.

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор