Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Рецензия на рассказ А.И.Солженицына»

Сочинение

Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы закончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был освобожден и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но не надолго. В 1974 году, после опубликования за рубежом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был выслан из страны. Таким образом были не только нарушены права человека, но и нанесен удар по русской культуре. Писателя оторвали от родной земли, от народа. Сначала он жил в Цюрихе, затем переехал в Америку и поселился там, где все напоминало Россию.
«Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» -эти произведения направлены на борьбу за права человека, но в нашей стране они появились легально лишь сравнительно недавно. На страницах этих книг разворачиваются перед читателем трагические страницы истории нашей страны. Те же мотивы прослеживаются и в рассказах.


Герой возвращается из ссылки в Россию, он стремится преподавать и становится учителем в сельской школе. Вначале его направляют в деревню Высокое Поле. И здесь мы видим страшные последствия сталинского периода. «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Деревня, которая кормит город, не имеет продуктов своего труда. Как это контрастно выделяется на фоне прекрасной природы: «На взгорке между лужков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и пло-тинкой». Учитель вынужден перевестись. Его направили на станцию Торфпродукт, где он поселился в деревне Тальново у Матрены Васильевны Григорьевой. В ее доме мы сталкиваемся с крайней беднотой: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля, пенсии ей не платили... В колхозе она работала не за деньги — за палочки». Все имущество ее состояло из сундука, козы и колченогой кошки. Эта бедность не ее вина. «...Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии», государство несправедливо отнеслось к этой женщине, а у нее не хватило характера, чтобы требовать. Помимо бедности мы видим бесхозяйственность: «Председатель новый... первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором». Быт и существование простых людей государство не беспокоило: «...не продавалось торфу жителям... Топлива не было положено», и такое отношение порождало воровство: «...воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста».

Страшным бедствием является бюрократия: «Из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой». Это уничтожило веру государству: «Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Но самое страшное - это гибель человеческой души. Этой проблеме отводится значительное место, и не только в рассказе «Матренин двор», но и во всем творчестве писателя.

После смерти Матрены ее подруга Маша приходит к учителю и, поплакав, просит у него... кофточку покойной. То же происходит и на похоронах: «...плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика... Так плачи сестер были обвинительные плачи против мужниной родни...» — на похоронах шел спор, кому владеть домом. После похорон о Матрене почти не вспоминают, а если и вспомнят, то «все отзывы о Матрене были неодобрительные: и нечистоплотная она была; и за обзаврдом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала; ...и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)». Кого же могут воспитать такие люди? Неудивительно, что из детей бездушных вырастут преступники, ведь воспитание — это важнейшая ступень создания человеческой личности. В одном из своих рассказов Александр Исаевич описывает такой случай. Во время войны на одной из станций к ее начальнику приходит солдат, отставший от своего эшелона. Вначале они беседуют. Начальника станции, в недавнем прошлом студента, а теперь офицера, интересует бывший до войны артистом солдат. Они уже расставались, были выписаны проездные документы, когда солдат вдруг случайно произнес слово «господа», употребив его в разговоре о командирах. На наших глазах происходит разительная перемена. Только что бывший радушным хозяином, офицер становится подозрителен, он вспоминает все мелочи в разговоре, и приходит мысль, что перед ним шпион. Дальнейшее ясно: солдат попадает в НКВД. Смысл понятен: людям с детства внушили, что, если человек использует хотя бы раз слово, не употребляемое в обиходе большинства, он враг, несмотря на все другие положительные качества.
Книги Солженицына проникнуты безграничной любовью к Родине и в то же время полны боли и сострадания за нее. В его творчестве мы встречаем трагедию тюрем и лагерей, арестов невиновных граждан, раскулачивание трудолюбивых крестьян. Это та трагическая страница отечественной истории, которая нашла отражение на страницах этого автора. Он учит нас тому, чтобы трагедия 1936—1953годов не повторилась.

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор