Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»).»

Сочинение

Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину.

Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина???» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос. Одно я знаю точно — Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам. Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения А. И. Солженицына.

Герой-рассказчик в рассказе «Матренин двор» также тянется к истокам, об этом рассказывается в произведении: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила». И символом настоящего, нетленного, русского становится в рассказе героиня Матрена.

Рассказчик поселяется в Тальново, где русское поставлено в условия жесткой зависимости от советского. К примеру, чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «…собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы». Церковь — место духовного причастия героини — также находится за пять верст. Домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» становится приютом скитальца по необъятной России.

Но не Тальново, как географический объект, обогрело Игнатьича, а Матренин двор — символ лучшей России. Матрёна — праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века.

Впервые Матрена появляется перед читателем в жалком обличье. Автор использует прием опосредованной характеристики: он описывает жилище героини, давая понять читателю, что за мир окружает её, какими мыслями и чувствами она живет, какой кажется остальным: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой… В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее».

Но и эта изможденность не станет окончательной характеристикой героини: много в ней еще живости и сил, много любви к людям, которая её спасает. А когда она вспоминает свое прошлое, сватовство брата своего мужа, то даже и облик её меняется: «И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Автор отмечает своеобразие речи Матрены (это была отличительная черта всех тальновских жителей), это тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России. Она не говорила, а напевала: «Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил: «Доброе утро, Матрена Васильевна!» И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках: «М-м-мм… также и вам! И немного погодя: «А завтрак вам приспе-ел».

Солженицын при создании образа героя не описывал детально весь портрет, а лишь подчеркивал какую-то одну характерную черту. Так, в образе Матрены автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие. Эти глаза говорили о многих несправедливостях, которые окружали героиню (пенсию не давали, несмотря на то, что она проработала в колхозе двадцать пять лет, пособие по утере кормильца не платили, так как справок никаких не было).

Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить». Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героине. Это же подтверждает её безотказность: несмотря на недуг или обиду, шла Матрена и помогала своим односельчанкам пахать и сеять. И позже рассказчик скажет ставшую крылатой фразу: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

А еще для характеристики образа героини автор использует описание других персонажей, в частности, рассказчика, и самохарактеристику героини: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич, — оправдывалась она. - Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: «Матрена! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Таким обазом, Матрёна у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской.

Гибель Матрены символизирует гибель этой России, а причина — «советский» поезд, которого так боялась героиня. Два железных сцепленных паровоза разносят деревянный Матренин двор и самодельные сани. Вот оно символическое звучание рассказа.

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор