Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)»

Сочинение

1. Прием контраста при описании героини.
2. Родные существа и природные «помощники».
3. Затерявшаяся праведная душа.

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Ф. М. Достоевский

Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое место по полярности уже в 1960-х годах вышел «Матренин двор». В небольшом произведении автор рассказывает о судьбе русской крестьянки. Уникальность образа, использованного автором, раскрывается в том, что Матрена человечностью и добротой, которые должны быть в душе каждого человека, своими делами и поступками завоевывает симпатию рассказчика и читателей, а не пустыми словами.



Кажется, писатель хочет сказать о том, что в любом из нас есть добрые и светлые душевные порывы. Об этом свидетельствует образ постояльца, человека на долю которого выпало немало испытаний. Но в начале знакомства он закрывается от Матрены, не хочет, чтобы она вторгалась в его жизнь. Однако от героини исходит столько добра и теплоты, что сердце Игнатича таит, и он раскрывает свою душу этому праведному человеку. «Мне дороже была, — делился своими впечатлениями постоялец, — эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».

При изображении образа Матрены автор использует прием контраста, с помощью которого видна духовная сущность крестьянки. Так представлены люди, которые делят то небольшое имущество, что осталось после Матрены: «Спор шел об избе: кому она — сестре или приемной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась». Матрена же никогда ничего не делила, даже пенсии себе все никак не могла выхлопотать несмотря на то что осталась одна без кормильца.

Благодаря смене ритмики, использованной автором в повествовании, создается многослойная картина русской жизни. Мы видим героиню с разных сторон. То она помогает другим с огородом, то привечает у себя племянницу. Героиня никому и никогда не могла ни в чем отказать: «Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и воротясь, еще говорила без тени зависти: "Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее"». Такая искренняя заинтересованность и радость за другого человека становится еще одной черточкой к портрету праведного человека. Новое в этом образе раскрывается не только благодаря людям, но и обстановке, в которой живет Матрена. Она настолько же бесхитростна, как и сама хозяйка. «Просторная изба, и особенно лучшая приоконная ее часть, была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Населяла этой живой уголок и колченогая кошка, которая была подобрана хозяйкой из жалости и прижилась. Заметим, что фикус и кошка — два родных существа, которые окружали эти долгие годы Матрену, — по очереди покидают ее дом. Они были тоже не согласны с тем, чтобы изба стояла в новом месте. Колченогая кошка пропала, а фикусы вынесли. Ничего родного не осталось для Матрены в опустевшем доме. В дни переезда «кошка колченогая сбрела со двора — и пропала. Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену». Растения же ее ждали до самого конца. Но когда они оказались ненужными, в день похорон хозяйки, их вынесли из горницы: «И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросалась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), — фикусы вынесли из избы».

Большое значение имеет встреча главного героя с Матреной. Ведь именно через его восприятие окружающего мира перед нами раскрывается образ праведного человека. Она оказывает благотворное влияние и на своего постояльца. Матрена не столько своими словами, сколько поступками показывает то, что можно и нужно жить ради других. Возможно, именно это помогает Игнатичу убедиться в правильности своего выбора. Ведь он лагерник, поэтому хорошо устроиться после такого срока просто не мог. Он хотел учительствовать, то есть передавать свои знания и опыт новому поколению.

Приветливость Матрены и ее голос завораживали Игнатича, он снова пробуждали его к новой жизни, далекой от всяких тревог и сомнений: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Матрена почувствовала родственную душу в Игнатиче, поэтому во второй части повествования сама начала рассказывать о нелегкой судьбе, когда она осталась без мужа.



Отдельного рассмотрения заслуживает двор Матрены, тем более что он вынесен в название рассказа. В произведении показано духовное родство дома и его хозяина. В этом мы убеждаемся в ходе рассказа. Заметим, что когда Матрена «теряет» свой дом, она погибает сама. Тогда возникает вопрос: почему же в конце произведения Матрена, праведник, который оказывает столько добра окружающим, гибнет. Возможно, что просто в ее окружении не было людей, способных оценить ее душевное богатство. Но ей удается в какой-то степени вернуть к жизни главного героя, для которого подобная встреча имела большое значение. Она дала ему возможность оглянуться вокруг себя и посмотреть на окружающих повнимательнее. Возможно, и нам в жизни нужно поступить также, чтобы не допустить гибели праведного человека.



А может быть писатель понимает, что такой человек не может жить в этом мире. Ведь если бы героиню окружали такие как Игнатич, то они смогли еще бы очень долго дарить свое добро и теплоту окружающим. Однако жестокость мира и неприспособленность Матрены к жизни по его правилам приводит героиню к гибели.



Люди, среди которых живет Матрена, очень жестоки. Но ей в праведной жизни помогает природа. Так метель не дает несколько дней вывести вещи из ее дома. «Но в тот же день началась мятель — дуель, по-матренинному. Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами». В результате этого приходится затратить немалые силы, чтобы наконец сдвинуть повозку с места. Таким соотнесением автор еще раз подчеркивает, что жестокость людей не имеет границ. Их корысти и равнодушия оказалось достаточно для того, чтобы погубить одну праведную душу, которая могла привести их к спасению.



Важно отметить, что перед роковыми событиями на деревню спускается тишина. Кажется, что сама природа предчувствует беду. «Я мог тогда понять, — думал про Себя постоялец, — отчего тишина, — оттого, оказалось, что за весь вечер ни одного поезда не прошло по линии в полуверсте от нас».



Так автор показывает, что за Матрену, праведного человека, заступается только природа. Только она понимает внутреннюю сущность этого человека. Только в ней находятся силы для защиты невинного и всеми незамечаемого человека. Писатель использует и природные зарисовки для отражения душевного мира главной героини: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Особую значимость рассказ приобретает тогда, когда мы узнаем о том, что у Матрены есть реальный прототип — М. В. Захарова. Это придает еще большую достоверность повествованию. Оно не отрывает нас от действительности, говоря о том, что и на нашей земле есть праведники, которых мы, возможно, просто не замечаем. Но если мы повнимательней посмотрим вокруг себя, то увидим, что нас окружает очень много людей, которые, вероятно, нуждаются в помощи. И они не столько ждут какой-то конкретной поддержки, сколько хотят чтобы им не мешали, тогда они до конца дней своих могли бы одаривать «лучезарной улыбкой».



Недаром именно в конце рассказа автор прямо называет свою героиню праведником, от которого никто никогда не слышал ни одного грубого слова, а видел только помощь, сочувствие и поддержку. В этом месте повествования автор в очередной раз на контрасте показывает, как далеки друг от друга Матрена с ее богатым душевным миром и окружающие ее люди. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.



Ни город.
Ни вся земля наша».

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор