Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия»

Сочинение

В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. Писатель специально указывает, что живет героиня на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», в российской глубинке.

Солженицын описывает судьбу простой русской женщины, пожилой крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой, ее безрадостную жизнь и страшную смерть на железнодорожном переезде. Вокруг героини развивается сюжет произведения. Повествование ведется от имени учителя-интеллигента Игнатьича, который пишет за столом с тусклой лампой «что-то свое». Он выступает в роли наблюдателя-летописца, цель которого — понять характер Матрены и все, «что с нами происходит». Мы узнаем, что рассказчик отбывал срок в лагерях, был в ссылке в «горячей пустыне». Он трепетно относится к благостной народной жизни, ее мудрости и доброте. Учитель сам становится персонажем рассказа. Благодаря его участию в произведении разрабатывается тема знакомства и сближения интеллигента с крестьянином, также известная в русской литературе.

Рассказ состоит из трех глав. В первой главе учитель ищет себе пристанище и знакомится с Матреной. Повествователь описывает пейзаж, интерьер, рисует внешний вид и привычки хозяйки, отмечает ее необычность, отличие от окружающих. Далее автор рассказывает историю жизни Матрены в ее воспоминаниях. У Матрены непростая судьба, она много пережила. У нее была несчастная молодость, а теперь беспокойная старость. Героиня полна добра и жизнелюбия. Она не задумывается над философскими вопросами жизни.

Во внешности этой женщины уже с молодых лет было что-то странное, непонятное окружающим. Она живет в своем мире, чужая для всех, подвергается постоянному осуждению: «В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!..» Автор показывает многочисленных лицемерных и расчетливых соседок и родственниц Матрены. На ее фоне они выглядят как бледные тени или кричащая толпа. Автор полагает, что в жизни нужно смириться и в то же время уметь бороться за жизнь, духовность, нравственность и доброту.

Повествование строится на противопоставлении бескорыстной Матрены жадным «до всякого добра» Фаддею, деверю Матрены, ее золовкам, приемной дочери Кире с мужем и другим родичам. Почти все в деревне хотят обогащаться. Колхоз работает из рук вон плохо. Председатель не обеспечивает топливом, нет вил и лопат, на работу сгоняют стариков и инвалидов, которым не платят денег. Матрена не может держать корову, потому что нигде нельзя косить траву для нее, везде запрещено. Героиня никогда не гналась за богатством, спокойно переносила отсутствие вещей, не хотела копить деньги, чтобы что-то купить, «а потом беречь пуще жизни». Никогда Матрена не гналась «за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Она виновата перед родственниками, «что не скопила имущества к смерти».

Даже погибла Матрена, пытаясь помочь мужикам на переезде. Катастрофа произошла от жадности крестьян. Фаддей хотел за один раз перевезти горницу на новое место, а погибший тракторист — заработать денег за одну ходку трактора. Жадность обернулась преступлением, погубила людей. Более того, Фаддей три дня до похорон жертв аварии пытался собрать бревна, оставшиеся от горницы. «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Послушав разговоры окружающих, Игнатьич приходит к выводу: «…Фаддей был в деревне такой не один».

После смерти от Матрены остались коза, колченогая кошка да фикусы, но и за это наследство ее отвратительные родственники чуть не передрались. От раздела имущества через суд отказались только потому, что «суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету».

По мнению писателя, жажда собственности — это национальное бедствие. Он недоумевает, как можно словом «добро» называть имущество. «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Терять душу, совесть, доверие, любовь не стыдно, не глупо, не жалко. Даже тетя Маша, «полувековая подруга» Матрены, не забывает попросить у Игнатьича разрешение забрать из сундучка Матренину вязанку, которую та якобы завещала ее дочке: «Утром тут родня налетит, мне уж потом не получить».

Описание поминок пронизано горькой иронией. Собравшиеся односельчане не понимают, кем в действительности была Матрена, они по-прежнему мелочно-суетливы. В речи автора появляются проповеднические и обличительные интонации. О церковной службе говорится в анекдотической манере, «вечную память» поют уже совершенно пьяные люди, которые не испытывают никаких чувств к покойной.

Именно повествователь оказался единственным человеком, способным увидеть в Матрене праведницу. Автор выступает в защиту героини от ее ближайшего окружения. Идея рассказа у писателя выражается не только при помощи образов, но и за счет настойчивых авторских комментариев, дидактических объяснений. В конце рассказа он говорит о цели жизни Матрены на земле среди людей: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор