Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Без праведников нет России»

Сочинение



Россия богата не только безгранич­ными просторами, плодородными землями фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведника­ми, одаренными чистой, божествен­ной энергией.

Они смотрят на нас ясными прони­цательными глазами, будто загляды­вают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными благами ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очис­титься.

И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливос­ти, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они пропове­дуют правду.

Железная дорога черной змейкой убегает за горизонт, по ней все так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее. Но «на сто восемь­десят четвертом километре от Моск­вы по ветке, что идет к Мурому и Каза­ни, еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход».

Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинисты знали и помнили, отчего это все. Да Игнатич, повествующий о той горько-неле­пой трагедии.

«Матренин двор» - это рассказ о беспощадности человеческой судь­бы, злого рока, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, о жизни в социалистическом государ­стве. Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», отчество рассказчи­ка - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич.

Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Люди еще не знают, как жить дальше: из «пыльной горячей пустыни» бес­численных лагерей они попадают «просто в Россию», чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней по­лосе - «без жары, с лиственным ро­котом леса».

Еще год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать.

В отделе кадров, куда следовало об­ратиться по вопросу трудоустройства, «кадры уже не сидели за черной кожа­ной дверью, а за остекленной перего­родкой, как в аптеке».

Воздух был просто наэлектризован свободой.

В тот год быстрых перемен рассказ­чик возвращается в новый мир из тех краев, откуда еще недавно живым ма­ло кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, «где не обидно бы и жить и умереть», в Высоком По­ле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днем ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит.

Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные ра­ботники отдела кадров смилостиви­лись над рассказчиком и направили его в Торфопродукт. В этом поселке смешались две эпохи — «однообраз­ные худо штукатуренные бараки трид­цатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых».

Но жители и тех, и других в равной степени вдыхали вонь и копоть из фаб­ричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России! Но лучше свободно вдыхать фабричные выхло­пы, чем наслаждаться красотами при­роды за колючей проволокой.

На торфяном поселке скитания рас­сказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в сосед­ней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме «с че­тырьмя оконцами вряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком».

Построили избу давно и добротно, на большую семью, а жила в ней те­перь одинокая женщина лет шестиде­сяти. Безмолвную, с кругловатым желтым, больным лицом хозяйку зва­ли Матрена.

О ней мы узнаем гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с не­затейливым, деревенским именем много работала, несмотря на бо­лезнь, работала бесплатно: «не за деньги — за палочки». Пенсию ей не платили. У Матрены в избе жили кол­ченогая кошка, подобранная из жало­сти, мыши и тараканы.

«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справля­лась — она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступ­ны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матренину избу зеленоватыми обоями, да не про­сто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Меж­ду бревнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под по­толком».

Солженицын описывает деревен­ский быт с изрядной долей иронии. Матрена Васильевна избу не жалела ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далекий шум океана, шорохе тара­канов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.

Матрена отличалась трудолюби­ем — вставала в четыре-пять утра, «тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить ко­зу, по воду ходила и варила в трех чу­гунках».

Наверное, жребий Матрены был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал.

Матрена никому не могла отказать в помощи — без нее ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, при­лив сил от работы.

Матренина покорность шла от серд­ца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова по­делиться последним. Матрена Васи­льевна — человек не от мира сего. Ее дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию.

И все же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бес­корыстно отзывчивой. Матрена у Со­лженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Ее облик подо­бен иконе, жизнь — житию святой. Ее дом — сквозной символический об­раз рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он

спасается от потопа вместе с семьей и парами всех земных животных, что­бы продолжить род людской.

Матрена — праведница. Житие святой должно завершаться счастливой смер­тью, соединяющей ее с Богом. Однако смерть героини горько-нелепая.

Брат покойного мужа, алчный старик Фадей, принуждает Матрену отдать ему ее горницу. Безотказная Матрена остро ощущает вину перед Фадеем — незадолго до первой мировой войны она стала его невестой, но, уверен­ная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фадеева брата. Потеря гор­ницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрены и ее смерть. Быть может, она и пред­чувствовала неладное — боялась по­жара, боялась молнии, а больше все­го почему-то — поезда. Под поезд она и попала.

Гибель героини символизирует жес­токость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника» — по русской пословице. Праведница-кре­стьянка жила в окружении недоброже­лательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования ла­герных узников. Они жили по искони заведенным порядкам.

Даже после смерти Матрены, сде­лавшей для всех так много добра, со­седи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. «Те, кто считал себя по­койнице роднее, начинали плач еще с порога, а, достигнув гроба, накло­нялись голосить над самым лицом усопшей».

Плач родственников был «своего ро­да политикой» — в нем каждый изла­гал свои собственные мысли и чувст­ва. И все эти причитания сводились к тому, что «в смерти ее мы не винова­ты, а насчет избы еще поговорим!»

Рассказ «Матренин двор» невоз­можно читать без слез. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. От­того с таким сопереживанием и гор­достью читается рассказ — ведь оста­лись еще на земле русской праведни­ки, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор