Матрёнин двор

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
101 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«От Горького до Солженицына»

Сочинение

Три ветви русской литературы объединяет не только то, что все это русская литература, что у них общие корни, что во всех ветвях появлялись замечательные произведения и что никто из писателей не был застрахован от превратностей исторической судьбы. При очень различном отношении к традициям все это - в лучших проявлениях - новаторская, новая литература, литература двадцатого века не по одному лишь времени создания произведений. Она в известном смысле разнообразнее классики XIX столетия - не по индивидуальностям художников и произведений, а по исходным глобальным творческим принципам. В этом смысле она наследница «серебряного века».

Классики от Пушкина и Грибоедова до Лескова и Чехова - в основном реалисты и отчасти романтики (в поэзии). Конечно, реализм эволюционировал в ХIХ веке. Но у всех классиков-реалистов много общего, различия идут чаще не столько от художественного метода, сколько от творческой индивидуальности. Это все гуманистическая литература, в центре которой - человек, личность. Она исповедует высокие нравственные ценности, в истоках своих христианские, православные - даже у великого скептика Н. Щедрина и бесстрашного вольнодумца Л. Толстого. Многообразию советских литературных группировок 20-х годов соответствовали достаточно разнообразные явления в русском зарубежье. Свои аналоги западничества и славянофильства (подчас несопоставимые по качеству и характеру) были и остаются и в литературе метрополии, и в эмигрантской, где «европеец» Д. Мережковский изначально выглядел альтернативой Б. Зайцеву и слывшему «руссопетом» И. Шмелеву. Когда в СССР стали очевидными унификация и обезличивание основного массива литературы, разнообразие все-таки сохранялось благодаря ярким индивидуальностям: М. Горькому, М. Булгакову, А. Платонову, А. Толстому, Ю. Тынянову, М. Зощенко, М. Шолохову, А. Ахматовой, О. Мандельштаму, Б. Пастернаку, А. Твардовскому, хотя не все они участвовали в текущем литературном процессе. С 60-х годов, хотя классики XX века уходят, мы видим не менее разнообразную картину, например, в поэзии от народного Н. Рубцова до космополита (в безоценочном смысле слова) И. Бродского и постмодернистов, причем для них всех характерна ирония в отличие от большинства поэтов предшествующих десятилетий, а ирония - враг всякой однозначности.

Символизм, акмеизм, футуризм в чистом виде прекращают свое существование вскоре после 1917 г., однако их представители и наследники продолжают обновлять и обогащать литературу. Еще до революции критика заговорила о неореализме - реализме, впитавшем некоторые черты модернистских направлений. В 20-е годы советская критика возобновила разговор о синтетизме и новом реализме как синтезе реализма с символизмом, «романтизмом» и т. д. при доминировании реализма. Тем или иным образом эта проблематика затрагивалась в статьях В. Брюсова, Е. Замятина, А. Воронского, В. Полонского, А. Лежнева, А. Луначарского и др. Высказывания писателей и критиков не сводились к пожеланиям. Традиционные понятия, такие, как «романтизм», не приложимы без оговорок даже к не самому сложному творчеству А. Грина. И классический реализм XIX века после художественного опыта рубежа столетий уже не мог сохраниться ни в советской, ни в «задержанной», ни даже в литературе русского зарубежья. Картина мира усложняется, судьбы человека и человечества выглядят трагичнее, в чем нельзя не видеть влияния не только жизни, но и литературы модернизма.

В. Набоков мог быть автором близкого к экспрессионизму «Приглашения на казнь» и других, внешне строго реалистических, но модернистских (в чем-то и постмодернистских) по глубинной сути романов с той же проблемой фатализма, что в «Приглашении на казнь», причем изменение в поэтике не диктовалось изменениями мировоззрения. И. Бунин и Б. Зайцев - реалисты с сильной примесью импрессионистичности и «символичности», особенно первый, Д. Мережковский, всегда шедший от готовой идеи, в «романах» эмигрантского периода сделал свой иллюстративизм еще более очевидным.

И. Шмелев, до революции отнюдь не идеализировавший Россию («Гражданин Уклейкин», «Человек из ресторана»), убедительно показавший причины ухода в революцию униженного молодого человека, благородного духом (сына официанта Скороходова), стал в эмиграции, к во многом и Б. Зайцев, «бытописателем русского благочестия» (по словам архиепископа чикагского и детройтского Серафима). В его центральном произведении «Лето Господне» (1934-1944) отношения хозяина-подрядчика (отца автобиографического героя) и его работников, по мысли писателя, близки к идиллическим (хотя «реальная критика» могла бы выявить в тексте немало менее лестного для Сергея Ивановича, обожаемого «папашеньки»), а увиденный детскими глазами мир Замоскворечья 1880-х годов так чист и светел, что даже тараканы в родном доме описаны с нежностью: «С пузика они буренькие в складочках, а сверху черные, как сапог, и с блеском. На кончиках у них что-то белое, будто сальце, и сами они ужасно жирные. Пахнут как будто ваксой или сухим горошком» (и понюхать надо). «У нас их много, к прибыли - говорят». Ласково спугнутые старой Домнушкой, «как цыплятки», они «тихо уползают», видимо, проявляя приличествующую этому дому степенность. И. Ильин безоговорочно признавал шмелевские описания адекватной картиной «святой Руси», Г. Адамович сомневался в этом: «Была или не была (Русь такой.), - все равно: должна была быть! Проверять теперь поздно...» - но, главное, отмечал, что Шмелев не приемлет никакой другой России, а только ту и «притом только в этой оболочке».

Шмелевская художественная «борьба за прошлое» (Г. Адамович), во всяком случае тональность рисуемых картин и человеческих отношений представляет собой идеализацию, говорит об изрядной доле «нормативности» в методе писателя. Но Шмелев исключительно честен как художник. Переживший после гражданской войны расстрел горячо любимого единственного сына, страшные душевные и физические страдания, совместные с многими тяготы, описанные им в «Солнце мертвых» (1923), Шмелев как никто другой имел моральное право любовно описывать старую Россию. Его идеализация была обращена в прошлое, уже не существующее, и тем коренным образом отличалась от «пасторального романтизма» (по выражению Ф. Абрамова) советских колхозных романов послевоенных лет, где беспардонно приукрашивалось даже не светлое будущее, еще не наступившее, но тяжелейшее настоящее.

Другие сочинения по этому произведению


«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» ) Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1 Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор» Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор" Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына) Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа Образ России в рассказе «Матренин двор» Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1 Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» Не стоит село без праведника Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1 Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 2 Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3 Много было у Матрены обид Рассказ Солженицына "Матренин двор" “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.) Проблема народного характера Речь Матрёны Характеристика образа Рассказчика Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия Система образов рассказа «Матренин двор» Образ рассказчика в рассказе Солженицына "Матренин двор" Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Деревенская тема в рассказе «Матренин двор» Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор») Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор») Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу "Матренин двор") Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор») «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Опыт анализа Матренин двор