Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»»

Сочинение



Родился Йоганн Вольфганг Гете 28 августа 1749 года в семье франкфуртских купцов и рано обеспечил себе прочное положение и безбедное существование. В 1775 году Гете был приглашен герцогом Сакс-Веймарским Карлом Августом в столицу маленького государства и остался здесь на всю жизнь. Веймар с населением три тысячи человек притягивал к себе выдающихся деятелей немецкой культуры. Гете стал одним из управляющих герцогства, сохранив внутреннюю независимость. Он часто и надолго выезжал из Веймара, в 1786 году даже убегал отсюда в Италию, он тяжело переносил узость провинциальной жизни, но всегда возвращался сюда, в свой дом. При жизни Гете происходили такие выдающиеся социальные и политические события как французская революция, наполеоновские войны.

В 1808 году в Эрфурте состоялся разговор Гете с Наполеоном. Главным же делом его жизни стало написание трагедии «Фауст». Гете в 1832 году внес последние поправки в главное произведение своей жизни и в марте этого же года умер. Он и не планировал выпустить в мир полный текст «Фауста» при жизни: первая часть была опубликована фрагментами в 1790 году, полностью - в 1808 году, из второй части печатались отрывки. Гете с его тонким восприятием старины, ощутил красоту и значимость сюжета о Фаусте еще в юности. Писатель отдал основной книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, а и литературные обработки. Использовал он также и легенду о Симоне-Маге. Гете нашел простой способ, как соединить эти два сюжета: Рафаэль омолаживает ученого и превращает его в юношу.

Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только «из юношеского ритма крови» поэта. Гетевский Фауст мало чем похож со своими праобразами. Он наделен чертами человека не средневековья, а эпохи Возрождения. Наверное, поэтому вся культура новой эпохи была определена Шпенглером как «фаустовская». Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В «Прологе на небе» изображена встреча Господа и его архангелов с Рафаэлем, которая приобретает символическое значение.

Основной предмет разговора - это человек. Кто он такой? Какое его место в мире? В прологе Господь утверждает силу человеческой личности, ее способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Рафаэля как олицетворение зла, и это подтверждают его слова:
Таким, как ты, я никогда не враг.

* Из духов отрицанья ты всех мне
* Бывал в тягость, плут и весельчак.
* Из лени человек впадает в спячку.
* Ступай, расшевели его застой,
* Вертись пред ним, и беспокой
* И раздражай его своей горячкой.

Этими словами Господь дал волю Фаусту в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильный, мыслящий человек всегда сомневается, но сам приходит к желаемым выводам. Встреча с Рафаэлем такому человеку лишь поможет избавиться от своей нерешительности. Рафаэль, наоборот, говорит о человеческой никчемности, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле - «божественное создание», которое стремится к истине, или «животное из животных»? Это главная проблема пролога, который определяет идейное содержание трагедии «Фауст». В отличие от трагедии, легенда не имеет такого пролога.

Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но вопреки этому он не является идеальной личностью. Фауст не удовлетворен знаниями, которыми он владеет, и стремится к большему. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает ее переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько велико, что он решает покончить жизнь самоубийством. Рафаэль находит Фауста в его кабинете, где тот уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и составляет с ним соглашение. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот миг, когда Фауст ощутит удовлетворение жизнью и счастье, он должен умереть, а душа его будет принадлежать Рафаэлю.

И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также расхождения с легендой, поскольку в легенде Рафаэль и Фауст заключают сделку только на 24 года (согласно ей, Рафаэль, оставаясь невидимым, должен являться к Фаусту по его желанию и выполнять все его распоряжения, Фауст же отказывается от Бога и отдает душу сатане). Со временем Рафаэль возвращает нашему герою молодость и в результате он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия - любовь Фауста и Маргариты - является нововведением Й. В. Гете).




Рафаэль считает, что именно в этом Фауст найдет тот прекрасный миг, но ошибается. Сначала по воли Рафаэля умирает мать Гретхен, а потом и брат Валентин. Беременная молодая девушка считает себя виновной в этих смертях и попадает в тюрьму. Вопреки всем мольбам Фауста убежать с ним Маргарита не соглашается, так как считает себя виновной и умирает в тюрьме. Но даже после всех ее грехов душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины. Итак, в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды.


Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему разные услуги с помощью всесильного Рафаэля. От брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной у него рождается сын Евфорион, который со временем гибнет. Фауст старается вырастить человека в колбе - Гомункулуса, но тот тоже гибнет. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о светлых и счастливых городах, которые, по его желанию должны появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, но он почти не пригоден для жизни. В конце концов герой ощущает миг высочайшего удовлетворения:

* Вот мысль, которой весь я предан,
* Итог всего, что ум скопил.
* Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
* Жизнь и свободу заслужил.
* Так именно, вседневно, ежегодно,
* Трудясь, борясь, опасностью шутя,
* Пускай живут муж, старец и дитя.
* Народ свободный на земле свободной
* Увидеть я бы хотел такие дни.
* Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
* О, как прекрасно ты, повремени!
* Воплощены следы моих борений,
* И не сотрутся никогда они».
* И, это торжество предвосхищая,
* Я высший миг сейчас переживаю.

Больше Фаусту нечего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай и встречается с душой Маргариты. Она любит его, как и раньше. Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто ощущал недовольство. Только среди природы, ощущая ее частью себя, он воспринимает мир, как гармонию. Жизнь принесла ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не напрасно. Уже в конце своей жизни Фауст это понял.

Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логически развивая характер человека, который видел свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия. Фауст - вечный образ, он не случайно стал достоянием мировой культуры, так как в каждый исторический период воплощал характерные особенности того времени, в котором жил и создавал его автор: средневековый народ Европы, просветитель Й. В. Гете, романтик и реалист А. С. Пушкин.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете