Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека»

Сочинение





Эпиграф.
Покинь никчемные века
Познаешь, что такое жизнь…
Й. В. Гете. “Фауст” (Рафаэль)
Гете воспринимал образы Фауста и Рафаэля в неразрывном единстве. Он отмечал, что не только “неугомонные сомнения главного героя, а тонкая ирония Рафаэля” вместе представляют сугубо его “собственное естество”. Но такое единство особое - это единство и стало борьбой разных начал в человеке, которые предопределяют его духовное развитие. Фауст - это символический образ человечества. Фауст бесконечный и потому вечный. Фауст - это вечное продолжение рассказа о вечных искателях, страждущих героях, которым на пути к цели нужно преодолеть множество испытаний… Творческий дух Фауста польется к нам из загадочных и химерических веков Средневековья и Возрождения, когда человек, проникнувшись верой в свое всемогущество и вооружившись силами таинственной науки алхимии, искал философский камень, с помощью которого надеялся превратить любой металл в золото или найти “эликсир жизни”, чтобы вернуть себе молодость.

Приобрели популярность пересказы о магах и чернокнижниках, которые продавали душу дьяволу, чтобы тот помог постигнуть тайну бытия. Воображение народа поразила одна из известнейших легенд Средневековья - о докторе Фаусте. Как известно, легенда о чернокнижнике-маге, который продал свою душу дьяволу, появилась в Германии в XVI столетии. Она сразу стала популярной во всей Западной Европе и своеобразным мерилом для оценки многих исторических лиц и событий. В издании “народной книги” 1599 года подается список лиц от X и до начала XVI столетия, которые “заключили соглашение с дьяволом”. Фауст был сборным образом, хотя и содержал в себе черты реального лица. Он лицо историческое, о чем свидетельствуют воспоминания его современников. Жил на границе XV и XVI столетий по католическим и лютеранским обычаям, имел имя Йоганн, фамилию Фауст.




Суть фаустовского сюжета - жажда безграничного знания, любознательность, свобода духа - привлекала в мире литературы как предшественников, так и последователей Гете. В 1587 г. в Франкфурте-на-Майне увидела мир “Повесть о докторе Фауста, знаменитом колдуне и чернокнижнике” Йоганна Шписа. В ней автор осуждает “Фаустовское неверие и языческую жизнь”. Он был намерен на примере Фауста показать, к каким губительным последствиям приводит человека самоуверенность, которая предоставляет преимущество любознательной науке, а не смиренной вере. Наука несостоятельна проникнуть в тайны мироздания, утверждает автор книги, а доктору Фаусту все же таки удалось завладеть утраченными античными рукописями и вызвать ко двору Карла легендарную Елену, прекраснейшую из женщин древней Эллады, но только с помощью дьявола, с которым он вступил в “греховное, не принятое Богом соглашение”: за успехи на земле он заплатит вечными мучениями ада… Так начал Йоганн Шпис.


Но его благочестивое произведение не только не лишило доктора Фауста популярности, а даже ее приумножило. В народных массах всегда жила вера в торжество народа и его героев над всеми вражескими силами. Пренебрегая неудачными морально-религиозными размышлениями Шписа, люди восхищались победами Фауста над непокорной природой, а страшная гибель героя (его труп студенты нашли растерзанным) их не пугала. Читатель, большей частью городской ремесленник, молча допускал, что такой молодец, как этот легендарный доктор, переигрывает и дьявола. В 1599 г. вышла книга Генриха Видмана “История Фауста”.

Перегруженная осуждающими цитатами из Библии и отцов церкви, она все же быстро завоевала широкий круг читателей, поэтому в ней появились новые пересказы о прославленном чернокнижнике, которых не было у Шписа. Именно произведение Видмана (в 1674 г. сокращено нюрнбергским врачом Пфицером, а в 1725-м неизвестным издателем) и легло в основу многочисленных книг о докторе Йоганне Фаусте. Герой трагедии Марло стал первым драматургическим воплощением героя “народной книги”. Его Фауст во многом похож на своего литературного предшественника. Однако драматург по-иному трактует три основные проблемы, связанные с образом главного героя: выбора “добра” и “зла”, “честного” и “нечестного” знания и “спасения души”. Фауст в начале пьесы подвергает критике ограниченные, по его мнению, учения Аристотеля: медицину, право, религию. В стремлении к власти и всемогуществу он обращается к книгам “колдунов”.

Марло вводит в трагедию “ангела добра” и “ангела зла”, которые в критические моменты стараются перетянуть Фауста на свою сторону. В отличие от “народной книги” в финале пьесы ученый провозглашает трагический монолог, обращенный к Богу. Он старается вымолить спасение для своей души, но душа его слишком отягощена грехом соглашения с дьяволом. Образ Фауста Марло лег в основу многочисленных кукольных комедий, которые ставились в Германии почти до середины XIX ст. В эпоху немецкого Просвещения образ Фауста обращает на себя внимание Готхольда Лессинга, который, обращаясь к легенде о Фаусте, первый задумал закончить драму не сценой, когда героя бросают в ад, а торжеством небесного воинства во имя любознательного и настойчивого искателя истины.

Смерть помешала Лессингу завершить задуманную драму, и ее тема перешла по наследству младшему поколению немецких просветителей - поэтам “Бури и нажима”. Почти все они написали своего Фауста. Но общепринятым его творцом есть и остался только Гете. Гетевский Фауст мало чем похож на своих праобразов. Он наделен чертами человека не эпохи Средневековья, а эпохи Возрождения. “Фауст” не столько драма о прошлом, сколько о будущей человеческой истории, какой представлял ее себе Гете. Ведь Фауст, по замыслу поэта, - олицетворение всего человечества, и его путь - путь всей цивилизации, а человеческая история - история поиска, попыток и ошибок, работы. Гете, прежде всего - поэт. В немецкой поэзии нет произведения, которое равнялось бы “Фаусту” всеохватывающим характером его поэтического строения. Любовная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описания природы, народный юмор - всем этим наполнены поэтические строки этого универсального творения.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»