Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»»

Сочинение

Культура любого народа подобна горной гряде: в ней есть свои возвышенности и свои вершины. И вот такой вершиной в немецкой культуре является трагедия Гете «Фауст». Замысел трагедии возник у Гете, когда ему было чуть более 20 лет, а закончена трагедия была за несколько лет до его кончины, то есть писалась около 60 лет. Почему принято говорить о «Фаусте» как о произведении, которое в значительной степени несет на себе отпечаток эпохи Просвещения? Дело в том, что в основу сюжета здесь положено житие человека, вышедшего из-под опеки Бога, устремившегося к свободному познанию и совершенствованию окружающего его мира - и вставшего в конце концов на один уровень с Богом.

Надо сказать, что люди в художественном мире «Фауста» - это не столько «типические характеры», сколько составляющие «космоса», объекты борьбы между собой космического Добра и космического Зла, это - скорее символы людей, находящихся на разных ступенях познания, на разных ступенях подчинения Добру и Злу, Богу и Мефистофелю, двум силам, управляющим миром. А собственно Фауст в художественном мире трагедии Гете (что и свидетельствует об опоре Гете на традиции Просвещения) - это символ Человека вообще и одновременно - человека, сумевшего вырваться из неосознанного подчинения этим двум стихиям, познать их во всей их бесконечности и, отталкиваясь от стихии Зла и одновременно опираясь на нее, вести человечество к идеалам Добра, к идеалам гетевского Бога.

Взгляд Гете на Фауста - это взгляд на Человека вообще, способного выйти из слепого повиновения космическим стихиям, это - взгляд не «изнутри» этих стихий, а как бы извне. И в этом - просветительское новаторство Гете при разработке знаменитого «фаустовского» сюжета.

Надо сказать, что «фаустовский» сюжет лег в основу очень многих средневековых и постсредневековых народных легенд и литературных текстов: реально существовавший или мнимый доктор Фауст сыграл в развитии мировой культуры примерно ту же роль, что и реальный или воображаемый Дон Жуан, образ которого также лег в основу огромного количества фольклорных и литературных сюжетов. Но если «стержнем», объединяющим всех фольклорных и литературных Дон Жуанов, является великое сладострастие, то фольклорных и литературных Фаустов объединяет такой факт биографии, как заключение договора с дьяволом - во имя страсти к познанию. «Фаустовский» сюжет еще задолго до обращения к нему Гете обрел столь широкое распространение, что был даже увековечен в гравюре Рембрандта «Фауст вызывает духа».

Фауст в догетевской интерпретации традиционно рассматривался в народных преданиях и легендах, в авторских повествованиях и пьесах либо как жалкий, несчастный человечек, преступивший закон и за то обреченный на вечные муки, либо как обычный мошенник, либо как какое-то сверхъестественное, «дьявольское» существо. Это едва ли случайно. Как в рамках сформировавшейся еще в эпоху средневековья системы ценностей мог оцениваться человек, дерзнувший преодолеть в своем познании все мыслимые границы? По ряду данных, в основу множества легенд о докторе Фаусте легли некоторые факты биографии реально жившего в Германии XVI века доктора Фауста; есть много свидетельств о личных встречах с доктором Фаустом между 1507-1540 годами. Согласно этим данным, большую часть жизни реальный Фауст провел в Гейдельберге, в 1509 г. числился в списках студентов философского факультета Гейдельбергского университета, позже стал бакалавром и магистром. По другим данным, Фауст изучал магию в Краковском университете. Есть сведения о том, что Фауст одно время был школьным учителем, но был изгнан за «развращение» учеников. По ряду данных, слово «фауст»

обозначало не фамилию этого человека, но было своего рода ученым псевдонимом. По воспоминаниям очевидцев, реальный Фауст был в своем роде универсальной личностью - он занимался астрологией, алхимией, вызыванием теней умерших, гаданием по линиям руки и на кристалле, а также еще и лечил людей.

По ряду данных, реальный Фауст был человеком очень самонадеянным, по свидетельству Тритемия, реальный Фауст хвастал «таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он… по памяти восстановил бы их и даже в более изящном виде». Излишняя образованность и излишняя самонадеянность всегда были подозрительны - и постепенно жизнеописания Фауста стали обрастать все более фантастическими деталями и все дальше и дальше отходить от реальной биографии Фауста (если он в самом деле существовал). В конце концов «фаустовский» сюжет стал существовать совершенно независимо от жизни реального Фауста, так теперь для раскрытия сущности «фаустовского» сюжета, его символического значения и его эволюции в принципе не так уж и обязательно знать, существовал ли на свете реальный Фауст.

Реальный Фауст - сам по себе; «фаустовский» сюжет - сам по себе. Цель многих повествований о Фаусте состояла в том, чтобы унизить того, кто перешел привычную грань в познании мира. Вот, например, повествование о Фаусте Филиппа Бегарди: «Однако нередко мне жаловались на его мошенничества, и таких людей было множество. Ведь на обещания был он щедр, как Фессал, слава его была не меньше, чем Теофраста, а вот дела его, как я слышал, были весьма ничтожны и бесславны. Зато он хорошо умел получать или, точнее, выманивать деньги, а затем удирать, так что только и видели, говорят, как его пятки сверкали.

Да ведь ничего не поделаешь; что упало, то пропало». Фауст из «Народной книги», изданной в 1587 г., то вдруг сжирает полвоза сена, то вдруг обманывает весьма оригинальным образом торговца лошадьми. Взяв предварительно деньги и заставив исчезнуть купленную торговцем лошадь, Фауст к приходу возмущенного торговца «заснул». Когда же торговец потянул Фауста за ногу - нога вдруг «оторвалась», Фауст стал кричать «караул», и злополучный торговец в страхе бежал, забыв о своих деньгах. (А.Аникст, в частности, считал, что, имея в виду существование таких легенд, мы в настоящее время не можем с достоверностью сказать, кем был реальный Фауст - ренессансным мудрецом или ловким мошенником).

Построение «Народной книги» вообще очень жестко подчинено назидательным задачам. Именно поэтому в художественном мире «Народной книги» даже дух зла Мефистофель читает Фаусту проповедь, в которой осуждается отступничество Фауста от Бога. По этому случаю Мефистофель даже стихи сочинил:

* Знаешь что - молчи,
* По-пустому слов не мечи.
* Что имеешь, держи под замком:
* Беда сама идет в дом.






* Потому молчи, терпи и крепись.
* Таись и горем ни с кем не делись.
* Поздно, поздно Господа звать,
* Горе день за днем растет - не унять.

Длинная проповедь Мефистофеля выглядит странной в устах духа Зла. Особенное недоумение вызывают такие его слова: «Пусть же моя проповедь и поучение дойдут до твоей совести, хоть она и совсем у тебя потерялась. Не пристало тебе так доверяться дьяволу, коль скоро он господу пересмешник, лжец и разбойник». Только ведь в уста этого духа Зла тоже вложен наставляющий голос создателей «Народной книги», который всегда равен самому себе - и не может даже на время утрачивать своего единства. Итак, «предсказал дух Фаусту злосчастную его судьбу и исчез, оставив Фауста в полном смущении и меланхолии». Похожая трактовка «фаустовского» сюжета отразилась и в трагедии английского драматурга Кристофера Марло (до нас дошли две редакции трагедии - соответственно 1604 и 1616 года издания). Фауст в трагедии представлен человеком безусловно мудрым, многого достигшим и потому достойным всяческого уважения. Фауст у Марло - это фигура безусловно трагическая, и причина трагического конфликта заключена здесь в безумной гордыне Фауста:

* Познал он вскоре тайны богословья,
* Всю глубину схоластики постиг,
* И был он званьем доктора почтен,
* Всех превзойдя, кто диспуты с ним вел
* О тонкостях божественных наук.
* Его гордыни крылья восковые,
* Ученостью такою напитавшись,
* Переросли и самого его.
* И небеса, их растопить желая,
* Замыслили его ниспроверженье,
* За то, что он, безмерно пресыщенный
* Учености дарами золотыми,
* Проклятому предался чернокнижью.
* И магия ему теперь милей
* Любых утех и вечного блаженства.

И Фауст у Марло, стремясь к безмерному познанию, безмерной власти и безмерному наслаждению, заключает договор с Мефистофелем (одним из «сподвижников владыки Люцифера»), согласно которому уступает аду свою душу. Подобная традиция взгляда на Фауста оказалась очень продуктивной и отразилась даже и в первом переводе уже гетевского «Фауста», сделанном в 1837 г. переводчиком Губером. И перевод свой Губер снабдил следующим комментарием: «Смирение, сознание собственной немощи - удел человека, когда стоит он перед лицом невидимого создателя.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»