Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Противоречивость образа Фауста»

Сочинение

Слепец, кто гордо носится с мечтами,
Кто ищет равных нам за облаками!
Стань твердо здесь — и вкруг следи за всем:
Для дельного и этот мир не нем.
И. В. Гёте

Гёте писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые наброски относятся к 1773 году, а последние сцены закончены летом 1831 года, за полгода до смерти. За этот период в Европе произошла Великая французская революция, отшумели наполеоновские войны, революция 1830 года. Изменялись и взгляды самого Гёте. Место и время действия драмы условны, то есть лишены точных исторических примет, а Фауст — образ, построенный на обобщенных чертах, присущих людям вообще, в любую эпоху.

В самом начале драмы, в «Прологе на небесах», начинается спор о человеке, о смысле его существования. По мнению Мефистофеля, человек ничтожен, беспомощен, жалок, все его притязания на познание мира — сплошное самомнение:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Господь противопоставляет Мефистофелю свою веру в людей:
Пока еще во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен;
Сажая деревцо, садовник уже знает,
Какой цветок и плод получит уже он.

Он выделяет из всех Фауста, считая, что тот сможет преодолеть свои заблуждения, поэтому дает Мефистофелю возможность испытать ученого. Таким образом, в «Прологе» не только обозначен основной конфликт драмы, но и намечено его оптимистическое разрешение. При этом учтена не только двойственность натуры каждого человека (в особенности — Фауста, идущего впереди своего поколения). Учтено и то, что борьба с дьяволом будет нелегкой. Фауст будет постигать истину, преодолевая великие соблазны.

В первой сцене мы видим кабинет ученого, разочаровавшегося в своей науке. Она не приблизила его к познанию истины. Фауст пытается обрести ее с помощью магии. Но — тоже тщетно. Появление Мефистофеля усугубляет сомнения героя. Он с радостью хватается за возможность удовлетворить жажду знаний. Фауст, как истинный ученый, ставит эксперимент над собственной душой. И попытка любви, попытка начать жизнь сначала — часть этого эксперимента. Здесь проявляется безнравственность Фауста — он готов ставить опыты и над душой другого человека, невинной и чистой девушки. Кроме того, соблазнив Маргариту с помощью Мефистофеля, Фауст становится виновником гибели ее брата и смерти матери. Фауст бросает Маргариту в самый трудный момент ее жизни, когда она ожидает ребенка. И дело не только в том, что он перекладывает всю ответственность за судьбу младенца на ее плечи, но и в том, что Маргарита, родившая дитя без мужа, страдает от косности и нетерпимости окружающих. Фауст приходит за ней в темницу, но уже не может спасти молодую женщину. Маргарита сама хочет понести наказание. Раскаяние, пусть недолгое, чувствует и сам Фауст. Его эксперимент провалился.

Во второй части драмы Фауст женится на Прекрасной Елене, из-за которой когда-то вспыхнула Троянская война. Но и эта попытка не удалась: подобно Икару, взлетевшему к солнцу, гибнет их сын, а Елена становится смутным призраком и исчезает.

Фауст пытается преобразить окружающий мир. Под его руководством люди осушают часть моря, чтобы возвести новый город. Но и здесь реалист Гёте показывает, как во имя общего блага разрушен мирный уют двух стариков. Гёте разоблачает заблуждение очень многих преобразователей: бедному слепому Фаусту кажется, что люди закладывают фундамент дамбы, а на самом деле — лемуры роют ему могилу. Но усталый старый герой все-таки обретает счастье. Он находит его в борьбе, в непрестанности усилий:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!

И вот тогда мгновение стоит останавливать: жаль только, цель недостижима. Мефистофель так и не выиграл свой спор за душу Фауста. Потому что Бог открыл ему высшую нравственность — борьбу за всеобщее благо, и это прозрение равносильно спасению души.

Но одна из самых главных проблем драмы по-прежнему актуальна: проблема ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты. Ушедший век полон жестоких примеров: Хиросима, наша чернобыльская трагедия, издержки химической промышленности — пестициды. Ученые обязаны помнить о людях, об их бедах и радостях, и не заставлять страдать других, как Фауст, решивший, что ученому и магу все позволено. Но его вечное дерзание, отрицание соблазна покоя и довольства, непрерывный труд во имя будущего достойны подражания и благодарной памяти.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»