Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница»»

Сочинение

Прав был Веловецкий, когда сказал: «Судьба дорого продает то, что она обещает дать». Судьба подарила Ларисе Огудаловой чуткое и нежное сердце, способное любить и стремиться быть любимой, способное искать свое настоящее призвание и цельное счастье. Но за все это Лариса платит очень высокую цену. И цена эта — прозрение.

Лариса получила дворянское воспитание. Но семья Огудаловых, когда-то богатая и уважаемая, обеднела, что, в общем-то, в духе того времени, когда силу набирает богатое купечество, а дворяне вынуждены продавать свой титул тем, кого некогда считали плебеями. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее лесть и хитрость — основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом.

Лариса — младшая дочь, последняя оставшаяся в доме, и матери надо «сбыть ее с рук», даже не претендуя на большую удачу. Через всю драму проходит мотив торговли, которым определяются, в сущности, все отношения персонажей друг с другом. Деньги, их наличие или отсутствие, задают теперь ценность человеку. В мире, где все покупается и продается, нет места простому, человеческому, нет места искренности и настоящей любви.

В этом мире живет и Лариса, и ее семья. «Человеку нечего делать с законами, как только подчиняться им», — так лаконично определил Хорслей свободу человека в обществе. Неважно, какую полярность обрели эти законы, но все должны им подчиняться. А что Лариса? Да, она довольно культурная, образованная девушка. В ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними ее свойствами — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. В каком-то смысле ей даже чужд мир, окружающий ее, но она не противостоит ему.

Да, героиня хочет иного, она хочет настоящего чувства, но светскость у нее в крови. Тот мир, которому Лариса принадлежит, это и ее мир тоже, вне его она себя не мыслит. И даже объект ее страстной, казалось бы, искренней любви — человек ее мира. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непринужденности для нее оскорбительно.

Зададимся вопросом — почему столь проницательная и чуткая девушка, как Лариса, смогла так самозабвенно довериться человеку, который уже предал ее однажды? Еще перед помолвкой Ларисы с бедным чиновником Карандышевым Паратов (страстное увлечение Ларисы) целых два месяца ездит к Огудаловым и, наконец, «отбив всех женихов», исчезает из города.

Несмотря на все свои иллюзии, Лариса смогла-таки трезво оценить безысходность своего положения. В сущности, Лариса Огудалова тоже вступает в торговую сделку: за свою красоту и светскость хочет получить преданную любовь, положение замужней женщины и жизнь в сельском уединении, которую она представляет себе совсем в духе сентиментальных романов. Но героиня промахнулась, думая, что Карандышев ее любит. Нет, он покупает ее, покупает, чтобы утолить свои амбиции. В мире торговых сделок нет любви. Ларисе суждено неизменно вызывать именно торговый ажиотаж, она не может найти бескорыстной и честной любви. Девушка разочарована и, пренебрегая собственным достоинством, бежит с Паратовым и его богатыми гостями за Волгу, на ночной пикник.

Созданный ею когда-то образ Паратова («Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя») теперь, в положении ее полнейшей безысходности, манит Ларису последней надеждой. Но, увы, здесь следует повториться, что в мире денег нет места любви и доверию. Паратов сам продается за пятьсот тысяч богатой невесте, а на своем так называемом «прощании с волюшкой» просто покупает Ларису, как цыганку для кутежа.

Но будем достоверными и не станем утверждать, что только в последних сценах Лариса осознала свое истинное положение. Она знала его с самого начала, знала и ничего не хотела предпринимать. По сути, она давно уже смирилась со своим положением «вещи», лежащей на прилавке замужества. В конце героиня просто поняла, что обманывать себя бессмысленно. Наконец, Лариса призналась сама себе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь!"

Она никого не винит, да и нужно ли ей это? «Видно, от своей судьбы не уйдешь!» — говорит героиня матери. Она так упорно пыталась обмануть судьбу, что не заметила, как потеряла себя. У девушки больше нет сил сопротивляться. Горькая ирония — стать хотя бы дорогой вещью. Ирония над собственной смертью.

Спустя много лет уже однофамилец Александра Николаевича — Николай Островский — скажет: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной». Быть может, смерть — слишком легкий выход из положения. И, значит, иной путь все-таки был? Как знать…

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"