Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница"»

Сочинение

В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие, а их страдания – чувство горького сожаления. Максим Максимыч в «Герое нашего времени» Лермонтова и семья Мироновых в «Капитанской дочке» Пушкина отличались душевностью, способностью искренне и верно любить. В драме А.Н.Островского «Бесприданница» в образе «маленького человека» появились сатирические краски.
В одном из главных героев пьесы – Карандышеве – автор показывает множество нравственных изъянов. Юлий Капитоныч вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Своей невесте Ларисе он говорит: «Вам надо старые привычки бросить… Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было». Вожеватов молод, еще только разворачивает «свое дело», поэтому Карандышев разговаривает с ним фамильярно. С Кнуровым, пожилым человеком, крупным дельцом с «громадным состоянием» он почтителен: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?»
Никто из персонажей не отзывается о Карандышеве сколько-нибудь уважительно. Окружающим неприятны его завистливость, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе, сравняться с такими людьми, как Кнуров, Вожеватов и Паратов, которые, однако, вызывают у него резко отрицательное отношение уже только потому, что в их руках деньги и власть. Себя он причисляет к «образованным людям», всячески «топорщится», чтобы заявить о себе погромче и повнушительней, хотя ни по уму, ни по характеру, ни по образованию он не превосходит окружающих, и его претензии нелепы и смешны. Лариса нужна ему для самоутверждения, с ее помощью он надеется занять более высокое общественное положение. Карандышев – это амбициозный тип «маленького человека». «Человек самолюбивый, завистливый», - говорит о нем Вожеватов. «Не глуп, да самолюбив», - подчеркивает Огудалова. Еще более резко и пренебрежительно отзывается о Карандышеве Паратов: «Кому он может нравиться! А еще разговаривает, гусь лапчатый». А вот Кнуров иначе оценил действия Карандышева, увидев за ними определенную цель: «Пожалуй, с своей точки зрения он не глуп. Что он такое… А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество». Когда Лариса приняла предложение Карандышева, он сразу возомнил себя большим человеком.
«Небогатый чиновник» спешит сравняться с богатыми и преуспевающими Кнуровым и Вожеватовым. Он стал украшать квартиру коврами и оружием, обзавелся «экипажем», у которого, по словам Вожеватова, «все винты да гайки дребезжат на разные голоса». «Ему покрасоваться хочется, - подметила Харита Игнатьевна. – Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал». Во всех этих поступках проявляется явная ограниченность Карандышева. Он хочет утвердиться в глазах общества, усваивает манеры и стиль жизни местных купцов-воротил, а в результате его попытки приобретают пародийный характер. Не случайно А.Н.Островский дает герою «говорящую» фамилию: «Карандышев» образовано от слова «карандаш» - недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. «Маленький человек» Карандышев действительно смешон и жалок в своем тщеславии.
На званом обеде в честь Ларисы герой пережил настоящее унижение: деловые люди его подпоили, а затем невеста сбежала с ними на пикник. После такого потрясения Карандышев произнес обличительную речь: «…Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон, - ну, смейся надо мной, смейся в глаза!.. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!..» Островский показывает, как хищные дельцы жестоко унизили и растоптали мелкого почтового служащего. Так в тему «маленького человека», нарисованного сатирически, входит мотив осуждения тех, кому «все позволено».
Преуспевающие купцы и судовладелец Паратов не щадят и Ларису, девушку из «порядочной фамилии». Но она – бесприданница, ее участь незавидна. Мать заставляет дочь быть любезной с мужчинами, завлекать богатых женихов, забыть о гордости, чтобы обеспечить себе безбедное будущее. Окружающие Ларису поклонники относятся к ней, как к вещи, как к красивой игрушке. Ее чувства никого не волнуют. Мать говорит дочери «голую» правду: « А кому нужно, что ты терзаешься?» Даже Вожеватов, который рос вместе с Ларисой, ничего не предпринимает, чтобы остановить ее от роковой встречи с Паратовым. Паратов «безбожно» обманул девушку и постарался поскорее от нее избавиться. Деловые люди привыкли использовать в своих целях тех, у кого ниже социальный статус.
Тот же Паратов, например, повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». «Маленький человек» Аркадий Счастливцев покорно выполняет прихоти господ, привык к роли шута. Он алкоголик, зависит от сильных мира сего. И все-таки даже Робинзон способен понять всю меру подлости деловых людей, для которых нет никаких нравственных преград. «Грозя кулаком», он говорит: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
Итак, в пьесе Островского тема «маленького человека» раскрывается в двух аспектах. С одной стороны, автор беспощаден к «мелким» рабам, к Карандышеву и Робинзону. Они становятся жертвами своих пороков. Счастливцев хотел «легкой» жизни за счет богатых «приятелей», а Карандышев стремился удовлетворить свое мелкое самолюбие и тщеславие. С другой стороны, Островский осуждает дельцов, которые готовы купить и красоту, и честь, и человеческое достоинство. Для своих забав они выбирают «слабых», находящихся в сложном материальном положении, как Лариса, или тех, у кого в душе преобладает холопское начало.

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"