Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»»

Сочинение

Че-ло-век! Надо уважать Человека!

А. М. Горький

«Бесприданница» — одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохно­венное утверждение необходимости чистых отношений между людьми.

Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчер­кивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает «чайка»).

Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса — девушка умная, тонко и глубоко чувствующая, прямая и бесхитростная. Всей душой она полюбила барина Паратова, но тот поездил к Огудаловым месяца два да и скрылся неизвест­но куда. Лариса чуть не умерла с горя. Мать заставляет ее любезничать с гостями. Все ездят к ним с удовольствием, но свататься не спешат: ведь Лариса — беспри­данница.

Мелкий чиновник Карандышев сделал предложение Ларисе, и девушка согла­силась, чтобы уехать с ним в деревню и начать новую жизнь. Карандышеву больно сознавать, что Лариса выходит за него замуж без любви. «А если б явился Пара­тов?» — спрашивает он. И Лариса отвечает: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...» Как раз в это время раздается пушечный выстрел, извещающий о приезде Паратова.

Известие о том, что Лариса выходит замуж, не дает покоя самолюбию Паратова. Покинув Ларису год назад, Паратов ни строчки не написал ей. Однако при встрече с ней он не чувствует никакого смущения. Более того, сам упрекает ее в измене. Па­ратов добивается своего: Лариса признается, что по-прежнему любит его. Его само­любие удовлетворено, но ему этого мало. Он пользуется случаем, чтобы унизить, уничтожить Карандышева в глазах Ларисы, ведь тот, не имея богатства, попытался встать с ними на равную ногу. Измываясь над Карандышевым, купцы совершенно не счи­таются с самолюбием Ларисы. «Да ведь они меня терзают-то», — восклицает Лари­са, и мать вполне резонно замечает: «А кому нужно, что ты терзаешься?»

Кульминация драмы — решение Ларисы ехать на пикник за Волгу. Что заста­вило ее сделать такой решительный шаг? Прежде всего — отчаяние. Мечты о спо­койной семейной жизни разбиты. Выйти замуж за Карандышева она уже не мо­жет: «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна». С другой стороны, Паратов продолжает искушать Ларису. Он намекает на возможность сча­стья. Романс, с таким чувством исполненный Ларисой, зажигает в сердце Парато­ва мгновенную страсть: «Еще несколько таких минут... Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью». Разве могла Лариса устоять против таких слов!Покинутый всеми, и в том числе Ларисой, Карандышев только теперь вызывает к себе сочувствие. «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» Перед нами один из тех бедных людей, униженных и оскорб­ленных, с которыми совершенно не считаются «хозяева» жизни. С заряженным пистолетом Карандышев убегает мстить обидчикам.

А в это время Лариса узнает страшную правду. Паратов, который был для нее идеалом мужчины, оказался обманщиком. Маска страстно влюбленного сброшена. Теперь Паратов играет новую роль — строгого блюстителя нравственности: «Прока­титься с нами по Волге днем — это еще можно допустить; но кутить всю ночь... Ка­кую пищу вы дадите для разговоров...» Он не считает нужным даже доставить Лари­су домой и поручает отвезти ее Робинзону. Когда же Лариса требует решительного «ответа, он только теперь сообщает ей, что обручен и связан «золотыми цепями». Лариса потрясена. И все же у нее хватает силы воли с достоинством ответить Паратову: «Подите от меня! Довольно! Я уже сама об себе подумаю».

Итак, Паратов, поиграв в любовь, бросил Ларису на произвол судьбы. А Кнуров и Вожеватов? Какую роль они сыграли в судьбе Ларисы? Кнуров предвидел, чем кончится эта поездка. Он ждал. Пережитые разочарования должны были сломить гордость Ларисы, поставить ее в безвыходное положение. Теперь пришло время Кнурова. Но сначала нужно избавиться от возможного соперника. Что предприни­мает Кнуров? Если в средние века рыцари сражались на турнирах, чтобы завоевать сердце своей дамы, то теперь все человеческие отношения упростились. Ларису разыгрывают в орлянку. Какой цинизм! Кнуров предлагает Ларисе идти к нему на содержание. Но Лариса не могла изменить тому жизненному идеалу, которому хотела соответствовать. Не могла она отказаться от самой себя. И ради чего? «...Роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты».

Выслушав Кнурова, Лариса молча сидит на скамейке, потом медленно поднима­ется и наклоняется над бездной... Но ей не пришлось свести счеты с жизнью. Наме­рения Ларисы опередил Карандышев. Лариса благодарит его, потому что выстрел — для нее лучший выход из создавшегося положения.

Вся пьеса — страстный протест против унижения человеческой личности, стре­мящейся к бескорыстной любви, к счастью.
Не нашли то, что искали? Посмотрит

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"