Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).»

Сочинение

Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев — небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же — барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, его главной целью является получение прибыли, для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, вплоть до себя: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

Казалось бы, уже изначально конфликт между этими персонажами предопределен. И он на самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так непохожих друг на друга, характера. Но Островский вдруг разворачивает столкновение в сторону от социального конфликта, выводя его на уровень конфликта психологического.

Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым единственно с тем, чтобы «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Он приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность». Ведь Лариса для Сергея Сергеича — это лишь еще одно приобретение.

Вообще, рыночная тема выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности. Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями парижских газет. Но психологию этих героев ныне определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек.

Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно всё и вся!» — вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром. Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.

Отношение к Ларисе, как к товару, определяет все поведение Паратова в сцене знакомства. Естественно, что не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга. С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?»

Главное желание Паратова в сцене — унизить противника, чтобы сбить цену. Поэтому, когда разговор заходит о бурлаках, и Карандышев высказывает свое презрение к ним, записывая себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их… мы, то есть образованные люди…», Сергей Сергеич указывает на то, что они располагаются совсем не в одном лагере. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом. В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут».

Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня.

Карандышев очень похож на героев Достоевского. Это «маленький человек» с болезненно раздутыми амбициями. Он одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Ненавидя, с одной стороны, властных и богатых, с другой стороны, он изо всех сил стремится стать с ними вровень. Он пропитан теми же идеалами и понятиями, которые так ненавистны ему в других. Его чувство к Ларисе, которое сначала можно было принять за пламенную страсть, на самом деле есть не что иное как жажда самоутверждения. Самолюбие Карандышева уязвлено: «…три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними!». Теша свое самолюбие, он не понимает, как нелепа, смешна и унизительна его попытка устроить званый обед для того, чтобы «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы.

В сцене знакомства раскрываются характеры Паратова и Карандышева. Читателю становится очевидным, что эти герои одинаковы и являются просто разными ипостасями одного и того же характера, который можно определить как «продажный самолюбивый эгоист». Различаются Паратов и Карандышев лишь суммами, которые каждый из них способен потратить.

Карандышев - еще и своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым». Паратов говорит: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но сам он ничем не отличается от него: собрался продать себя за золотые прииски.

Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются не признания-исповеди героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, а их поступки и бытовой, а не аналитический диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия. Образы постепенно раскрываются перед читателями.

Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. Потому что в торге за Ларису Паратов — самый жестокий и бесчестный участник. Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ, и он выбирает самый страшный путь — уничтожает предмет спора, убивает Ларису.

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"