Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»»

Сочинение

Драма «Бесприданница» была написана А.Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось «темное царство» — быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по «Грозе» дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов и «небогатый чиновник» Юлий Капитоныч Карандышев. Если Паратов, умеющий жить «с шиком» и только тратить деньги, не сумел приспособиться к новой жизни и вынужден поправить свои дела традиционным способом — женившись на богатой невесте, то Карандышев служит и живет на скромное жалованье. У него есть «именьишко» где-то в глуши, куда он собирается после свадьбы увезти Ларису Дмитриевну. По ее словам, в будущем он собирается баллотироваться в мировые судьи где-то там же, «в захолустье». Словом, живет он более чем скромно, и его материальное положение — одно из оснований считать его «маленьким человеком». Его существование скудно и убого, о его попытках отделывать квартиру для молодой жены с насмешкой рассказывает Вожеватов. «Грошовый ковер» в кабинете, выписанная из деревни лошадь — «кляча разношерстная», дребезжащий экипаж — все это говорит о недостатках его материального положения. Еще сильнее эти недостатки проявляются во время обеда, который дает Карандышев именитым гостям: дешевые вина, на которые купец согласился наклеить «ярлыки, какие прикажете», дрянные сигары, скудное угощение, которым недовольны все приглашенные. Но тетенька Евфросинья Погашена, ведущая хозяйство, ужасается и этому неслыханному расточительству: «.. .дороже платить не из чего, жалованьем живем».
Однако не материальное или социальное положение небогатого чиновника становится главным для определения героя как «маленького человека». Главное здесь — это отношение к нему в обществе. Юлий Капитоныч всегда был робок, застенчив, «года три» вертелся он в доме Огудаловых, где на него не обращали особого внимания и приглашали только тогда, когда не было в виду «никого из богатых женихов». «Ну что такое Карандышев!» — пренебрежительно восклицает Кнуров, осуждая его как «всякий сброд», которого немало бывает в доме Огудаловых. Кнуров просто недоумевает, когда Юлий Капитоныч приглашает его на обед. «Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь... он влезает в лучшее общество, он позволяет себе приглашать меня на обед, например...» — говорит Кнуров Харите Игнатьевне. И действительно, если Лариса согласилась на это замужество, то только потому, что после публичного скандала в доме, разговоров и сплетен в городе она всей душой стремится к уединенной жизни в деревне, к тихому семейному счастью и душевному покою. Однако Карандышев не оценил ее стремлений, для него важнее его тщеславие, мелочное себялюбие. Лариса хочет «бежать от людей» — он выводит ее на бульвар, она хочет свадьбу поскромнее, потише — он стремится к пышности и громкой огласке. Он не щадит ее чувств, попрекая ее «цыганским табором», бестактно расспрашивая ее о Паратове. Ему важно общественное мнение: «Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». Зачем? Для успокоения его самолюбия, «повеличаться», как говорит Огудалова. «Прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю». Апофеозом этого тщеславия является обед, где Карандышев чувствует себя хозяином положения: «Подайте шампанского!.. Исполняйте, что вам приказывают!» Произнося тост за здоровье своей невесты, он хвалит прежде всего себя: какого достойного человека Лариса предпочла всем остальным. Он не замечает, что гости смеются над ним, что они его нарочно напоили, что Лариса сгорает от стыда за него. Он смешон, униженный «маленький человек» в своем стремлении возвыситься. Но и для него наступает прозрение. Узнав, что Лариса уехала с гостями за Волгу на пикник, он искренне и глубоко страдает: «Я знаю сам, что я смешной человек... Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» В этой сцене он предстает трагическим персонажем, достойным сострадания. Он искренне хочет отомстить за оскорбление Ларисы, но не способен понять ее внутренней трагедии. Признаваясь ей в любви, он чувствует себя собственником, и то, что Лариса оттолкнула его, для него еще один удар по самолюбию. Стреляя в девушку, он не осознает своей мелочности, слепой ревности и ярости. «Злоба лютая и жажда мести» убила в нем искренние чувства и привела к трагическому финалу, но «и самого кроткого человека можно довести до бешенства», и самовлюбленный, напыщенный Карандышев достоин не только осуждения, но и сожаления.

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"