Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева»

Сочинение




Чувствуя себя соперниками, и между ними начинается негласная борьба. Паратов дразнит Карандышева, «надеясь», что тот не ревнив, удивляется предполагаемому отъезду молодых «от прекрасных здешних мест». Наконец, раздувает ссору из-за пустяка: «обижается» на обвинение Карандышева в грубости и невежестве бурлаков, к которым, как судохозяин, причисляет и себя. Он требует от Карандышева извинений, и главная цель его — унизить жениха в глазах Ларисы. «Я только поучу его, — говорит он девушке. — У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут». В этих словах явственно звучит пренебрежение Паратова к «маленькому человеку», и только просьбы Хариты Игнатьевны на время приглушают конфликт. По требованию матери Ларисы Карандышев даже приглашает Паратова на обед, хотя и не понимает, в чем он должен извиняться. Паратов откровенно грубит («Так выучитесь прежде понимать, да потом и разговаривайте!»), угрожает («Я еду-еду, не свищу, а наеду — не спущу»). Он всячески провоцирует конфликт, холодно принимая приглашение на званый обед, но не успокоившись.

В дальнейшем он решает потешиться над женихом, унизив его в глазах Ларисы и доказав ей, как он полагает, свое превосходство. Но последующие события подтверждают, что изначально обозначенные в сцене знакомства черты характера обоих героев — тщеславие, себялюбие, равнодушие к чувствам Ларисы, самоутверждение любой ценой — раскрываются в полной мере и играют свою роковую роль в трагической судьбе героини.


Оба героя сыграли роковую роль в судьбе Ларисы Огудаловой. Ни один из них не нашел в себе сил и желания понять девушку, оценить по достоинству ее внутренний мир, предотвратить трагедию обманутой души. Несмотря на различный образ жизни и занимаемое место в обществе, оба героя недостойны Ларисы: один виновен в ее гибели нравственной, другой — в гибели физической, и оба не сумели и не захотели помочь бедной девушке в этом жестоком мире.

«Бесприданница» - драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость - все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы - результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.

Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич это... идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии - споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговке расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы - Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, - самый жестокий и бесчестный участник торга.

Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает - «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в тот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей- с другой, необычайно для Островского. Сложность героев - будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова,- вот что требует избранного Островским жанрового решения - формы психологической драмы.





Репутация Паратова - большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед - это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, кото-рые каждый из героев может заплатить.



Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение - поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства - безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать
свой жизненный выбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым даже в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит даже матерью Ларисы — Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется,— самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». И в данном случае он прав, этот персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато едва ли не каждый из действующих лиц в тот или иной момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих.

Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой, с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей— с другой, необычайно для Островского. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы.

Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: «Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И вслед за этим мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку» Вожеватову, но и себя самого (невесте с золотыми приисками). В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может заплатить.

Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"