Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи»

Сочинение

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

И. Гёте

Гёте создавал своего «Фауста» на протяжении всей жизни.

Хотя Гёте не писал «Фауста» для театра, но это одновременно и трагедия, и фи­лософская поэма. В ней отразились искания целого поколения немецкой философской мысли. «Фауст» необыкновенно сложное произведение, основную идею которого затруднялся определить сам автор.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый — «Пролог в театре». Это беседа поэта, актера и директора. Поэт мечтает о высоких целях. Он презирает «дрянных писак пустую пачкотню» и видит свою задачу в том, чтобы раскрыть «мощь человече­ства, живущую в поэте». Актер призывает смелее брать все из самой жизни, чтобы привлечь сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону и не собирается верить возвышенному обману.

Второй пролог — «Пролог на небесах» — открывается гимном могучей природе, вечному движению, вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле.

Архангелы поют гимн Вселенной. Бог у Гёте — это положительное созидающее начало, жизнеутверждающая сила природы и человека. Мефистофель воплощает от­рицание и сомнение, неверие в торжество человеческого гения, дух скепсиса.

Мефистофель утверждает, что разум не идет человеку впрок, так как видит вок­руг одни страдания. Он видит человека нелепым долгоногим кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель уверен, что даже человек с высокими стремлениями, такой, как доктор Фауст, поддастся низменным со­блазнам и свернет с пути, оставив свои искания. «Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен», — отвечает Бог. Он верит в человека. Это вера само­го Гёте, вера просветителя в могущество разума, в победу гуманистического начала.

Чтобы разрешить этот спор, автор решает провести своих героев через страдания и сомнения. В спутники Фаусту дан Мефистофель: «Как бес, дразня его, пусть воз­буждает к делу!»

Мефистофель у Гёте совсем не похож на привычного библейского Сатану. Он го­раздо сложнее. Мефистофель — символическая фигура, но благодаря автору это жи­вая индивидуальность. Он — злобный искуситель, презирающий человека, не веря­щий в его силы, но одновременно он умеет видеть изнанку вещей. Это своеобразный иронический философ-скептик и в этом как бы дополняет Фауста.

В уста Мефистофеля вложено немало истин, здравых суждений самого автора. Сре­ди них такие, ставшие крылатыми: «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни вечно зеленеет».

Появившись перед Фаустом в момент его раздумий и колебаний, Мефистофель Обещает вечную молодость, радости и наслаждения, но в обмен требует продать ему душу. Фауст соглашается, и для него начинается путь познания, движения к истине.

Встреча с Мефистофелем ускоряет решение Фауста порвать с прошлым, выбрать­ся из темной норы и вступить «в мир, где жизнь сверкает». Но он ищет не пустых развлечений, а высшего знания. Любовь все меняет в его жизни, и она же приводит к трагической развязке.

Гибнет мать Маргариты, погибает от рук Фауста брат Маргариты. Оставшись одна, без опоры и возлюбленного, который бросил ее, Маргарита убивает своего новорож­денного ребенка. Высшим судом совести Гёте оправдывает свою героиню. Она любила И никому не хотела зла. Ее страдания превышают ее вину.

После великих испытаний и разочарованй, изведав взлеты и падения, познав лю­бовь и утратив возлюбленную, Фауст в конце концов обретает внутреннюю гармонию. Потрясенный судьбой Маргариты, он погружается в глубокий сон. И в этом сне сама природа вливает в него силы для новых исканий. С восходом солнца Фауст пробужда­ется и приветствует жизнь, свет, прекрасную Землю и ее вечно творящие силы. Он словно бы возрождается и находит высшее удовлетворение в созидательной деятель­ности На благо народа.

В последних сценах трагедии Фаусту сто лет. Но ни старость, ни болезни, ни горе не погасили его высоких стремлений. Преодолев соблазны Мефистофеля, он нашел свое место в жизни.

Вместе с рабочими он строит гигантскую плотину. Фауст ослеп, но видит больше тех, кто беспокоится только о себе. Глядя в будущее, он переживает высший миг своей жизни: «Жизни годы прошли не даром». Фауст умирает, ощущая бессмертие своего дела.

В своем великом произведении Гёте поставил важнейший вопрос — о смысле бы­тия и назначении человека на Земле. Гёте решал этот вопрос как просветитель, кото­рый верил в могущество разума и благотворительность прогресса.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»