Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»»

Сочинение

Любуясь гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля — единственная планета, переливающаяся в лучах солнца синими, зелеными, черными отблесками водного простора Мирового океана, украшенная зелеными шапками лесов, насыщенная благодатным кислородом. На Земле существуют все условия для жизни. Для чьей жизни? Действительно ли человек является венцом творения?

Человек — существо, далекое от идеала. Каждый наедине со своими мыслями и совестью, где-то в глубине души считает себя совершенством, и далеко не каждый может осознать свое злое начало. Но мы живем не на необитаемом острове, а в обществе себе подобных. Трудно понять, откуда же в обществе появляются несправедливость, страдания, если каждый сам по себе является идеалом добродетели. Мыслители во все времена понимали, что личность — это порождение двух начал, добра и зла, а человеческое общество не идеально потому, что некоторые могут преодолеть в себе движение навстречу злу, в то время как другие лишены силы духа, способной преодолеть сопротивление этому злу. Представим себе на мгновение мир, в котором все люди добры, благожелательны, относятся друг к другу с пониманием и уважением. Возможно ли такое? Думаю, нет, так как план создателя всего сущего был несколько иным. В мире животных постоянно идет борьба за выживание, в которой выживает, как правило, сильнейший. Жизнь человеческого общества равнозначна борьбе животных за выживание, только в этих двух видах борьбы условия не равнозначны.

Животные, стремясь завладеть добычей и уничтожая своего врага, руководствуются инстинктами, человек же, в первую очередь, существо разумное. Любой человеческий поступок — это результат трудоемкой работы сознания и подсознания. Только человек способен анализировать и оценивать себя в каждой конкретной ситуации. Только человек способен просчитывать на два шага вперед. Только человек в каждодневной борьбе за выживание может проявить милосердие. Мы понимаем, что зло, которое есть в нас самих, и зло в окружающих — неотъемлемая и Необходимая часть нашей душевной структуры. Зло — это тот скрытый механизм, который порождает движение вперед. Человек, который закалился в борьбе с собственным злым началом, как правило, стремится улучшить, гармонизировать окружающий мир. Итак, сила зла «творит добро, всему желая блага»? Не берусь утверждать, что великий Гете рассуждал так же, как и я. Однозначно могу только говорить, что Фауст без Мефистофеля был бы другим. Мефистофель, тонким чутьем улавливая музыку зла в душе Фауста, толкал его на безумные и бездушные поступки. Он не давал ему успокоиться.

Вызывая раздражение, желание противодействовать ему, Мефистофель, по сути, был одной из причин активности Фауста. Толкая его на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждал самые лучшие черты героя. Сила духа не позволяла Фаусту отклониться в сторону от прямого поступательного движения к познанию. Недаром, выводя своего героя на путь познания, Гете вкладывает в уста Господа такие слова:

* Вы ж, дети мудрости и милосердья,
* Любуйтесь красотой предвечной тверди.
* Что борется, страдает и живет,
* Пусть в вас любовь рождает и участье.
* Но эти превращенья в свой черед
* Немеркнущими мыслями украсьте.

Формально это обращение Господа к ангелам, но я как читатель не могу не воспринимать их как обращение писателя к будущим поколениям. Жизнь, борьба и страдания доктора Фауста —замечательный урок для всех, кто живет не одним днем, кто задается и мучается вопросами познания истины. Давнюю тему договора человека с дьяволом Гете переосмысливает и обновляет. Если догетевские Фаусты стремились главным образом испытать все удовольствия, какие возможны в жизни, то гетевс-кий Фауст движим другими стремлениями. Требуя от Мефистофеля безоговорочного исполнения своих желаний, он ставит условие: дьявол может получить его душу только тогда, когда он успокоится и найдет то высшее состояние жизни, которое даст ему полное удовлетворение:

* Едва я миг отдельный возвеличу.
* Вскричав: «Мгновение, повремени!»
* Все кончено, и я твоя добыча,
* И мне спасенья нет из западни.

Эти слова Фауста известны всем в несколько другой формулировке: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фауст не может предугадать, когда и где он достигнет этого прекрасного мгновенья. Он вообще не знает, реально ли оно, ему важно обеспечить себе возможность поиска, и он вовсе не ищет удовольствий.

Мефистофель не верит в возвышенность стремлений Фауста. Доказывая ничтожество своей жертвы, он толкает Фауста в объятия чувственных желаний. Встреча Фауста с Маргаритой оказалась для девушки роковой. Вначале их отношений были только грубо чувственными, но вскоре они сменяются все более растущей истинной любовью. Простая девушка из народа обладает всеми сокровищами любящей женской души, но окружающая среда давит на нее грузом религиозности и ханжеских предрассудков. В условиях общества, где природные влечения осуждаются суровой моралью, она обречена на гибель. Вина Фауста в гибели возлюбленной несомненна: он не смог оказать ей помощь и поддержку в критический момент. Фауст не может построить счастья ни для себя, ни для любимой женщины, но сколько в нем величия, силы духа, страсти. Бесспорно, любовная трагедия должна была вызвать у читателя вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы избежать подобного несчастья в жизни?

Пережив, перестрадав трагическую гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. На этом пути он еще не раз становится виновным в злосчастной судьбе других людей (например, стариков Филемона и Бавкиды), но все это происки Мефистофеля. Долгие годы продолжаются поиски Фауста, он стареет и слепнет. Но только в конце жизни герой понимает, что истинный смысл его существования не какой-то призрачный миг, а сам поиск, борьба, труд. Он мучился, страдал, но его жизнь была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.

Злое начало в конце жизненного пути Фауста было побеждено. Мефистофель, как высшее проявление зла, окончательно проигрывает в борьбе за душу ничтожного, по его мнению, человека. Светлые божественные силы вырывают душу Фауста из объятий зла и уносят на небо, где ей предстоит встретиться с душой Гретхен.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»