Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста»

Сочинение



Трагедия Гете «Фауст» занимает особое место в истории европейской литературы. Она вобрала в себя художественный опыт всех предшествующих эпох — античности, средневековья, Ренессанса, классицизма — и в то же время стала совершенно новым достижением не только по отношению к прошедшим временам, но и по отношению к современной поэту литературе Просвещения. Произведение Гете обозначило собой переход к новому типу творчества, окончательно сформировавшемуся в прогрессивной литературе XIX—XX веков. К этому времени ярко обнаружилось несоответствие представлений о человеческой природе как идеальной, заданной свыше, реальному положению человека в жизни и окружающей среде. Таким образом, все общество, оказалось перед задачей преодоления этого несоответствия.

При создании «Фауста» писатель взял за основу сюжет существовавшей легенды, продолжил и видоизменил его, обогатив содержание своим собственным пониманием реальной действительности. Он не просто воссоздал характеры и события, но преобразил их, дополнил, органически связав с современностью. Таким образом, произошло удивительное сплетение образов христианской легенды и персонажей, воплощающих мысли, чувства, стремления передовых людей нового времени. Автор отразил в своем произведении всю правду жизни своего времени, выдвинув новаторскую мысль о том, что человеческая жизнь не находится во власти «божественных законов», «правящих всегда», а существует сама по себе.

В образе главного героя отразилось стремление самого автора к духовному возрождению. Этот мотив прослеживается в его жизнеутверждающем воспоминании о юности, о ранних творческих поисках, о первой любви и дружбе. И юность здесь выступает не только как самый жизнеспособный возраст человека, но и как яркий момент становления, формирования человеческой личности. Поэт начинает свое произведение с «Пролога на небесах», отражая тем самым величие жизни человека, ту космическую всеобщность, в которой начинается жизненный процесс и к которой он возвращается, пройдя цикл своего развития. Именно небеса являются у

Гете своеобразным художественным обрамлением, символом единства начального и конечного моментов пути человека.

Существенная особенность «Фауста» — универсальность его формы, использование культуры и образов прошлого в целях подчеркнуто современного освоения мира. Все произведение Гете наполнено символическими образами, которые в той или иной мере отражают зарождение в литературе нового художественного метода. Так, образ Матерей является у него воплощением потусторонней, внереальной причины всего реального, связующим звеном между различными историческими эпохами, различными этапами в судьбе героя. Образ Гомункулуса символизирует неполноценность теоретической мысли, оторванной от объективного хода истории. Образ Эвфориона отражает нежизнеспособность творчества, когда оно полагается лишь на самое себя.

Однако оригинальность произведения заключена не только в образах, созданных поэтом. Уникальна и сама форма произведения, которое, по глубокому убеждению Гете, должно быть подобно созданиям природы: богатым, сложным, многообразным, фундаментальным и легким, вечным и тонким до хрупкости. Оно должно быть воплощением ясности и стройности, красоты и гармони. Немаловажная роль в осуществлении этой задачи принадлежит и тому языку, которым написана трагедия. Близкая к живой разговорной речи, простонародная лексика является характерной для народной поэзии, поэтому она звучит так легко и естественно. Эта черта особенно проявляется в речах Фауста, отражающих все богатство его мыслей и чувств. В то же время произведение несет интонацию, типичную для литературы «бури и натиска». Этот язык резок и прям, полон живых словечек и выражений, отличается энергией и силой. В нем совершенно отсутствует приглаженность, свойственная литературе тех времен. Поэт отказался также и от обычного для драмы стиха с размеренными и величавыми ритмами.

Принято считать, что «Фауст» Гете — трагедия. Однако это произведение скорее смешанного жанра, так как его стилевые особенности — разговорная форма, сатирические речи Мефистофеля, эпизод в погребке Ауэрбаха — не позволяют отнести его к чисто трагическому жанру. В нем также прослеживается глубокий философский смысл. Все эти особенности ярко отразились в характеристике Шеллинга: «Блестящий ум, соединяющий глубокомыслие философа с силой незаурядного поэта, дал нам в этой поэме свежий источник знания, достаточный сам по себе, чтобы омолодить науку нашего времени, вдохнуть в нее свежесть новой жизни...»

Таким образом, «Фауст» является неповторимым творением мировой литературы. Его уникальность тем более очевидна, что он резко отличается и от всей литературы того времени, и от всего остального творчества самого поэта. Это отличие заключается в богатстве и новизне идейного содержания, и в поразительном своеобразии формы, и в неповторимости языковых приемов. Не случайно произведение получило такую высокую оценку критиков: «Кто окажется способным хотя бы отчасти проникнуть внутрь его, тот постигнет и будет восхищен сокровищами проникновенной жизненной мудрости, волшебной силой изображения, живостью фантазии и особенно великим искусством выражать мысли и чувства...»

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Противостояние Фауста и Рафаэля Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»