Фауст

Иоганн Вольфганг Гёте


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Противостояние Фауста и Рафаэля»

Сочинение

Сочинение по трагедии И. Гете «Фауст». В основу произведения «Фауст» положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. К этому сюжету неоднократно обращались и раньше (Марло, Видман и прочие), но только Гете создал новаторское по форме и духу произведение. Над «Фаустом» писатель работал фактически в течение всей жизни. Около 1773 года появился первоначальный вариант трагедии, так называемый «Прафауст». К работе над этим произведением поэт возвращается в 1778 году в Италии. В 1797-1801 гг. составляется окончательный его сюжет, создаются сцены «За городскими воротами», перевод Евангелия, соглашение с Рафаэлем и «Пролог на небе». В декабре 1828 года написана вторая часть трагедии.

Такая постоянность в обращении к фаустовской теме объясняется тем, что этот сюжет предоставлял Гете практически неисчерпаемые возможности для решения разнообразнейших вопросов. «Фауст» - отображение нелегкого духовного пути, как автора, так и человечества вообще.

«Фауст» - философская трагедия. С этой точки зрения очень важным для понимания произведения является «Пролог на небе». Поэт открывает нам величие космоса, чтобы спросить, а что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире. Развитие событий в произведении обусловлено ходом мыслей автора. Спор о человеке и возможностях его ума определяет всю проблематику трагедии. Господь подвергнет испытанию человека и убежден, что сомнения, посеянные в его душе Рафаэлем, пробудят в нем стремление к новым поискам и этим помогут оправдать свое высокое назначение. Лишь при таких условиях он достигнет высот.

Озираясь на прожитое, Фауст жалуется, что науки, познанные им, не раскрыли ему загадок и тайн природы, не сделали мудрее, необходимее людям: «Прожгли года!» В этих горьких словах раскрыт весь характер Фауста, неудовлетворенного собой. Фауст пробует познать суть бытия с помощью магии. И Дух земли, возмущенный дерзкой самоуверенностью ученого, ничего не открывает ему. Вместе с этим скрываются последние ожидания Фауста. Жизнь теряет смысл. От самоубийства спасает героя воспоминание о детстве, навеянном пасхальными пениями ангелов. Суть их песен - утверждение безоговорочного возрождения человека, который пришел трудными путями земного бытия. Фауст решает, что самоубийство - капитуляция человека перед Вселенной.







В сцене «Возле городских ворот», одной из важнейших в трагедии, Фауст возникает перед нами в тесном общении с народом. Простые люди окружают Фауста, искренне благодарят его за бескорыстную врачебную помощь. Фауст спасал людей во время эпидемии, он любит и понимает их. В этой прекрасной сцене И. В Гете утверждает глубокую и плодотворную мысль о том, что настоящий ученый должен постоянно ощущать свое единение с народом. В конце прогулки Фауста и Вагнера к ним пристает Рафаэль, облаченный у бродячего пуделя, и в таком виде проникает в дом за Фаустом в его кабинет. Доброжелательно шутя над собакой, ученый возвращается к прерванным занятиям: он решил перевести на немецком языке Евангелие. И работу Фауста перерывает Рафаэль - дух разрушения и сомнения. Уничтожая старое, он тем самым побуждает к рождению нового, а это дает возможность твердить, что, желая всему зло, он создает добро.

Рафаэль - дух творческого возражения, которое служит добру. Именно он берется удовлетворить ненасытное любопытство Фауста. Герои заключают между собой соглашение: Фауст станет слугой дьявола, если после исполнения его желаний он больше ничего не будет хотеть, удовлетворится, попросит покоя, признает, что настал миг, лучший в его жизни, потребует, чтобы он продолжался вечно. Фауст идет с Рафаэлем, надеясь, что таким образом познает смысл бытия, охватывает Вселенную своим духовным взглядом. Именно этого и ждет от него Господь, споря с духом зла. Рафаэль подвергает испытанию Фауста соблазнами: вином, бездельем, развлечениями, чувствительной любовью. Рафаэль - демон-спокусник. Верный себе, он убивает человеческие ожидания, разрушает души, разжигает животные инстинкты. Власть его распространяется лишь на слабых и пассивных. Наконец он вынужден сознаться: «… людей скольких уже я потерял, но течет жизнь широкой рекой». Вот почему ему так хочется победить лучшего из людей - Фауста, отвернуть его от поисков сути бытия, разубедить в силе человеческого ума. Рафаэль весьма находчив в своем старании сбить героя с пути истинного: он разжигает в сердце Фауста любовное неистовство.

И эпизод с Маргаритой - не просто подтверждение всем известной истины: «Не только в любви счастья». Как раз наоборот. Фауст не испытал счастья, так как не любил по-настоящему. Его чувство - дьявольский соблазн, поиск самореализации за счет другого человека. Вот почему оно осуждается и автором, и Богом. Как видим, беспокойство и неудовлетворенность Фауста, пессимизм и нигилизм Рафаэля - явления неодинакового порядка. Рафаэль уверен в невозможности познания конечных тайн природы и смысла человеческой жизни; Фауст, наоборот, уверен в бесконечных возможностях человека и в его грядущем счастье. Он постоянно оспаривает Рафаэля и противостоит его сухому рационализму, но вместе с тем трезвость Рафаэля, его циничная откровенность являются своеобразным реалистическим противовесом идеальным порывам Фауста.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" — Трагедия познания Из всех чудес ... самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста» Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Русский «Фауст» Фауст: Чернокнижник и чародей “Фауст” – драматическое произведение Героиня трагедии Гете «Фауст» Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и зла Своеобразие и мировое звучание «Фуста» Роль злого начала в исканиях Фауста "Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") Сочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст») Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» Характеристика образа Мефистофеля Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте Космогонический мир «Фауста» Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии "Фауст" Гете) Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» Противоречивость образа Фауста Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека «Фауст» история создания композиция и проблематика Отражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохи Народная основа «Фауста» Гёте Великий немецкий поэт и мыслитель Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Структура и сюжет трагедии Гете «Фауст»