Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Роман А. Н. Толстого «Петр Первый»»

Сочинение

Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина. Не обошел ее вниманием и А. Н. Толстой.

В своем романе «Петр Первый» писатель большое внимание уделяет детским и юношеским годам Петра, когда происходило формирование характера будущего царя. Интересен в этом отношении эпизод строительства кораблей на Переяславском озере.

Юный Петр вместе со своими сподвижниками-иностранцами задался идеей создать переяславский флот. На озере уже было построено три корабля.

Генератором всего был, конечно, Петр. Ему «бешено не терпелось» создать флот. Все было подчинено одной цели — построить и пустить вплавь корабли. Все жили в самых спартанских условиях, Петр спал на одних деревянных полатях с Алексашкой Меньшиковым.

Царь весь был поглощен своей идеей. Ради ее воплощения он не жалел себя и других. Интересно, что иностранцы поддерживали в этом Петра, Они отличались такой же работоспособностью, как и молодой царь. Старик Картен Брандт, будучи сильно больным, продолжал руководить строительством: «Все же, закутанный в тулупчик, он весь день был на верфи, — сердился, кричал, а когда и дрался за леность или глупость».

Ответственность, долг, дело, которое превыше всего, — вот что перенял Петр у голландцев.

Не таков русский народ. Он не понимает, ради чего нужно было так «рвать жилы». Он инертен, пассивен, ленив. А. Н. Толстой показывает, что реформы Петра во многом основывались на насилии, но это насилие было необходимо для развития страны.

Рабочих будили чуть свет. Они работали на верфи от зари до заката. Многие падали от усталости. Но Петра это не волновало. Были пригнаны монастырские крестьяне, а также потешные люди, которые обучались строительству кораблей под руководством иностранцев.

Ведомый своей идеей, Петр «выбивал» у местных помещиков провиант, а у сестры — деньги на свою затею. Даже в редкие моменты веселья Петр был с головой погружен в дело строительства флота.

С юных лет в Петре проявлялось фанатичное увлеченье своими, на первый взгляд, сумасшедшими, идеями, упрямство, готовность идти к своей цели любым путем, не считаясь с мнением других, готовность на большие жертвы ради своей идеи. Авторитеты царь находил, по большей части, в иностранцах, которые нравились ему не только складом своего характера и ума, но и своим профессионализмом. Все эти черты характера проявлялись и укреплялись в Петре и далее, способствуя дальнейшим колоссальным преобразованиям в России.

Петр был наделен и дипломатическим талантом, которое развили в нем, по большей части, его иностранные друзья, в том числе, и Франц Лефорт. Благодаря им, царь смог даже из позорных ситуаций выходить победителем. Пример тому — эпизод бегства Петра из Преображенского в Троице-Сергеевскую лавру. Напуганный слухами о стрельцах Софьи, которые идут на Преображенское и на Петра, юный царь был в панике. Его нервная и впечатлительная натура не могла вынести этой мысли. Кроме того, еще были живы воспоминания из детства, когда стрельцы под началом Софьи чуть не убили маленького наследника.

В панике, едва узнав о приближении стрельцов, Петр бросился бежать в Троицу, с которой у него было соглашение. Царь так испугался, что вскочил на лошадь, даже не надев штаны. По сути, это было позорное бегство, свидетелями которого были ближайшие соратники Петра. Конечно, они бы не выдали своего государя, но слухи все равно поползли. Дошли они и до Софьи.

И, тем не менее, Петр смог, с помощью своих друзей, повернуть и это дело в свою пользу. Но представил свое бегство так, будто он «взялся за ум», исправился, хочет стать настоящим царем. Будто он живет в Лавре со своей семьей, истинно верит в бога, дружит с боярами, ведет себя, не как какой-то оборванец, а как настоящий царь-батюшка.

Народ и даже стрельцы увидели в Петре царя. Они так устали от смуты и волнений. Всем хотелось стабильности. Стрелецкие полки стали переходить на сторону Петра. Софья почувствовала, что власть уходит из ее рук. Так и случилось. Когда царевна поехала на переговоры в Троицу, то ее туда даже не пустили. Петр приказал сестре возвращаться в Москву и дожидаться его решения. Что Софья и сделала. А вскоре Петр стал полноправным царем.

Анализ данных эпизодов показывает, что личность Петра Первого, незаурядная и самобытная, была создана для того, чтобы стать великим царем, преобразователем и реформатором. Только с его неиссякаемой энергией, фанатичным служением цели и полной отдачей делу можно было «прорубить окно в Европу» и дать коллосальный толчок для дальнейшего развития России.

Личность Петра неоднозначна, как и его реформы. Относительно их пользы или вреда споры ведутся до сих пор. Ясно одно: Петр Первый — выдающаяся личность, в любом случае, достойная уважения.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников