Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»»

Сочинение

Роман «Петр I» занимает особо значительное место в творчестве А. Н. Толстого. На этом произведении лежит печать большого, зрелого художественного мастерства писателя. Страницы его полны глубоких дум и размышлений автора о прошлом своего народа, о судьбах России.

Место героя в образной системе романа зависит от его участия в основном конфликте произведения: политическом, экономическом, социально-бытовом. Происхождение, воспитание и образование оказываются факторами, играющими незначительную роль в характеристике персонажа. Приобщение к новому может кардинально поменять его облик и судьбу. Главными требованиями при этом являются недовольство прежней жизнью, открытость для восприятия новых веяний, преданность интересам государства, работоспособность.

Представление о труде как о высшем смысле жизни, свойственное народной психологии, является тем обстоятельством, которое позволяет, по логике автора, бывшим «холопам» приобщиться к государственной деятельности, стать царскими соратниками.

Помимо исторических лиц, чья судьба, как, например, Меньшикова, известна благодаря документальным свидетельствам, в романе изображены вымышленные герои, воплощающие те же чудесные превращения. Прежде всего, это семья Бровкиных. Ее история играет важнейшую роль в романе. С Алешки Бровкина, бросившего «труд холопий» ради вольной жизни беглого, начинается путь семьи наверх. Благодаря Меньшикову и своей «барабанной ловкости» Алеша направлен Петром в первую роту барабанщиком. Оказавшись в Преображенском полку потешных петровских войск, он совершенно меняется так, что родной отец его не признает. Помогая друг другу, умело используя каждый рубль и новое положение Алешки («Ивашкин сын… у царя правая рука»), а главное, напряженно работая, Бровкин начинает подниматься. Его дети учатся грамоте, и все, разнясь по характеру, стремятся не только к личной выгоде, но и к общему благу.

Постепенно беспросветное прошлое забывается: Иван Артемич превратился в «купчину». Александра вышла замуж за «бывшего господина» Бровкиных Василия Волкова. Теперь эта семья уже сама могла купить всю его вотчину со всеми хоромами. Жизнь Ивана Артемича Бровкина проходит вблизи царского двора. Три брата Бровкиных — Алексей, Яков, Гаврила — на государевой службе. Они помощники Петра в строительстве новых крепостей, флота, городов. Они могут и поспорить с царем, но преданы ему и его делу всей душой. Иван Бровкин готов отдать последний рубль для петровского войска.

В быту этой семьи, хотя и сохраняется патриархальный уклад, но в целом все заведено по иноземному образцу. Санька едет в Европу, блистает при королевских дворах. Гаврила учится в Гааге, бывает в Париже, о чудесах которого рассказывает Наталье Алексеевне, пригласившей его помочь в устройстве театра.

Они люди, каких мало, за что особенно ценятся царем. Петр приезжает к Бровкиным сватать для Волкова Саньку, намерен взять ее ко двору. Алексей произведен в подполковники, Яков командует кораблем.

В образе других героев из народа — Цыгана, Овдокима, Жемова — подчеркивается противоположная черта петровского времени: ужесточение гнета и закабаление народа. Но, в представлении автора, такая антигуманность оправдана, так как время требует нечеловеческих, кровавых усилий для работы на благо родины. Таким предстает угрюмый каторжник Федька-Умойся-Грязью, вбивший первую сваю в невский берег.

Герои произведения делятся на сторонников и противников прогрессивных начинаний Петра. Но если царевна Софья, Голицын, бояре, европейские монархи враждуют с царем из-за власти, то для людей из народа все же открыт путь к принятию петровских преобразований.

Показателен в этом отношении образ «иконописца из Палехи» Андрея Голикова. Не находя места в современной действительности или чувствуя себя способным на «воровские дела», Андрей решает искать «тихого пристанища» у раскольников. Чудом спасшись от смерти в горящем скиту, Голиков попадает в солдаты. Увидев его рисунок углем на столе, Петр поручает ему написать портрет императрицы Екатерины.

Народные герои в романе Толстого как бы оттеняют воплощение национального характера — образ Петра. Народу в романе отведено значительное место, показано становление его общественного сознания. В противоположность ревнителям свободы и справедливости для «униженных и оскорбленных» (Овдоким, Нектарий, стрельцы), Петр приносит интересы сегодняшнего дня в жертву будущему России. Трагична судьба всех, кто оказался на стыке двух эпох. Им приходится расстаться с надеждой на мирную спокойную жизнь, на личное счастье.

Но конфликт с историей — удел не только тех, кто не внимает ее голосу. Многие становятся ее жертвами, в то время как для всех есть возможность вершить судьбу страны, внести вклад в мировую историю. Личность в романе трактуется как точка преломления исторических сил, которые иногда действуют наперекор желанию человека. При этом Толстой утверждает, что историю творят личности.

Государство в романе показано как совокупность исторических условий и предпосылок только в самом начале его становления. И здесь огромна роль личности Петра как царя, народного вождя, мирового лидера, исторического деятеля. Вектор развития образа героя из народа, его взаимоотношения с государством определяется глубиной понимания исторического момента в непростой судьбе России.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников