Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый")»

Сочинение

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр I".
Роман Толстого — это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, его реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.
Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.
Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личности в эпохе. Как и Лев Толстой в романе "Война и мир", автор "Петра Г" считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.
Роман Толстого многопланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга — это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы.
Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.
Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов — между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.
Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути. В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики.

Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.
Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности.
Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.
Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.
Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался русский характер". Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников