Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»»

Сочинение

А. Н. Толстой начал работу над художественным освоением материала об эпохе Петра I еще в годы революции, когда были написаны рассказы «Наваждение», «Первые террористы», «День Петра».

«Петр I» — это роман из трех книг. В первой, законченной в 1930 году, описаны события русской истории конца 17 века. Здесь автор намеревался дать характеристику унылого и бездарного времени правления Натальи Кирилловны. И Петр — весь в потехах и наслаждениях. В 6 главе описываются Азовские походы, в 7 — Петр в Голландии, 8 глава — последний стрелецкий бунт и казнь стрельцов. На исходе 17 век, рухнувший грудой ветхих и пыльных обломков.

Вторая книга романа была окончена в 1934 году. В ней описаны начало государственной деятельности Петра, основание Петербурга, первые события Северной войны. По замыслу автора, третья часть этой исторической трилогии должна была стать самой главной, так как в ней будет показана законодательная деятельность Петра I, его новаторства в области изменения уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение и общество того времени.

В третьей же части задумывались картины не только русской жизни, но и жизни Франции, Польши, Голландии. Завершиться эпопея должна была описанием событий Полтавской битвы. Но к работе над третьей частью своего произведения Толстой вернулся только в годы Великой Отечественной войны. Смерть помешала писателю в полной мере осуществить его грандиозный замысел.

Создание Толстым своего романа основано на глубоком творческом изучении огромного и разнообразного исторического материала: исторических исследований, записок и писем современников, дипломатической переписки, правительственных указов, документов из судебных архивов, памятников литературы и искусства.

Чаще всего Толстой строит ту или иную главу, сцену романа на основе использования не только текста. Он работает с целым рядом документов, выбирая из них отдельные штрихи, типические детали. Из таких «осколков» составлены в романе очень выразительные картины.

Эпизод шутовского шествия Петра и его собутыльников по улицам Москвы, свадьбы царских шутов в пятой главе писатель заимствует. Но в романе этот момент оказывается развернутым, дополненным рядом новых конкретных подробностей. Нейтрально-безразличный тон описания мемуариста сменяется ярко-эмоциональной субъективной окраской. У Толстого на все это смотрят, всему этому дивятся его персонажи — Ивашка и Санька Бровкины, приехавшие в Москву купить пуху для Санькиного приданого. Введены фигуры из народа — поп Филька и юродивый, который угрожающе вопит в адрес «нечестивого» царя. Соответственно, в само авторское описание попадают фразы резко эмоционального, оттеночного характера («Срамоты такой от сотворения Москвы не было»).

Приведенное в седьмой главе романа очень колоритное письмо Петра к князю Ромодановскому из-за границы («Мин хер кенинг! Которые навигаторы посланы из-за границы по вашему приказу учиться, розданы все по местам…») вовсе не является выдумкой автора. Оно составлено из трех разных подлинных писем Петра к разным лицам. Характерная и живая сцена с боярами в Приказе возникла в результате внимательного собирания и изучения писателем множества подлинных челобитных о бесчестии. В итоге все эти сцены в романе писатель дал более осмысленно, чем в документальных материалах.

Толстому был чужд метод большого насыщения текста архаическими цитатами, обильного введения «сырых» документальных материалов в свое повествование. Всему этому Толстой противопоставлял свою широкую, обобщающую, типизирующую манеру письма, основанную на смелой творческой переработке подлинных документов.

Воссоздавая, рисуя в романе образ того или иного исторического лица, писатель отбрасывал из множества находившихся в его распоряжении биографических данных все второстепенное, незначительное, случайное, оттеняя при этом и выдвигая вперед наиболее значимое и типическое. На основе этого метода рождались замечательные портреты людей петровской эпохи, таких, как В. В. Голицын, царевна Софья, Лефорт, Ромодановский, Меньшиков, фельдмаршал Шереметьев. Так, в Василии Голицыне, просвещенном вельможе из окружения Софьи, пережившим бесславное падение свое вместе с приходом к власти молодого Петра, писатель дал широко обобщенный образ. Это тип социального реформатора, мечтателя, одного их тех романтиков, которые неизбежно терпят крушение из-за оторванности от реальной жизни.

Созданию в романе впечатления исторической достоверности способствуют речевые характеристики героев, введение в текст подлинных документов, писем реальных лиц. В монологах и диалогах на общелитературном фоне появляются просторечья, диалектизмы, разговорные формы, а также постоянное упоминание реалий жизни 17 — 18 веков.

Историческая эпоха в романе выступает не только как национальный колорит, но и как возможность обратиться к коренным философским вопросам и проблемам. Толстой в романе «Петр I» соединил лучшие традиции русского исторического романа и поднял его на недосягаемую высоту.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников