Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I»»

Сочинение



На создание исторического романа «Петр I» Толстого побудила созвучность Петровской эпохи и эпохи, современником которой он являлся. Во главу угла в романе поставлена необходимость показать становление личности в истории, взаимное влияние личности на эпоху. Царь Петр находится в центре повествования, но это не биография. Особое внимание Толстой уделяет эпохе, формирующей исторического деятеля и ее движение, историческим преобразованиям.
Петр становится выдающимся реформатором, по мере осознания им неизбежности преобразований, необходимость которых уже назрела в обществе, во всех его слоях. Через живую динамику человеческих судеб, не обращаясь к авторским отступлениям, Толстой воссоздает насущную общественную необходимость появления в стране исторического деятеля, который дал бы выход имеющимся экономическим и духовным потребностям. Царь Петр — не слепой подражатель Западу, хотя многое он перенимал именно оттуда, и это обстоятельно показано в книге. Он глубоко национальный деятель, само понятие России он воспринимает совершенно иначе, чем косное боярство, с которым он воюет.
В романе множество исторически подлинных и вымышленных персонажей, но основные усилия Толстого направлены на то, чтобы полно и точно нарисовать беспрецедентную среди монархов не только России, но и всех времен и народов, фигуру Петра. Его Петр — живое олицетворение протеста против рутины, против всего показного, мешающего реальному и стремительному движению вперед. Стремительность, порыв, нетерпение — в этом весь Петр с его неуемным желанием пробиться к новому сквозь многовековую толщу предрассудков. С одинаковой одержимостью он бреет боярские бороды и сокрушает бойницы неприятельской крепости. Столяр, плотник, кузнец, мореход, — человек, владеющий четырнадцатью ремеслами, неутомимо жадный в познании нового, Петр все хотел «пощупать» собственными руками.
На протяжении повествования образ Петра претерпевает огромную эволюцию. И дело не в различных портретных характеристиках, хотя в начале перед нами несуразный «вьюноша», а затем — огромного роста мужчина с неизменной трубкой в зубах. Особенно важны внутренние качественные превращения в Петре, как следствие извлечения исторического опыта.
В описании военных сцен и поражений — под Азовом и под Нарвой Толстой показывает не столько сцены военных действий, сколько психологическое отношение к ним Петра. Поведение Петра далеко не однозначно. Он невольно восхищается поведением своего любимца Александра Меньшикова, который увлекает за собой солдат, но по мере развития событий в душе Петра возникает недовольство и даже гнев. «Начинать надо с тылу, с обозных телег... Скакать со шпагой — последнее дело...Дура...Опусти глаза!... Не моги смотреть на меня».
Коренным образом Петр меняет принцип подбора приближенных: «отныне знатность по годности считать», то есть как мы говорим сейчас, по деловым качествам.
В дальнейшем Петр выступает уже не только как властный диктатор, стремящийся к достижению цели любой ценой, но и как опытный педагог. Петр «ставил в вину не столько то, что ты сделал, но то, что мог бы сделать доброго и не сделал...» В этом, возможно, и заключалось самое главное. Петр стимулировал проявление инициативы, стимулировал самостоятельность мышления, действовал в противоположность пресловутому «и так сойдет». У Петра «так» не сходило.
Для Петра вся жизнь — государственное дело, тяжкая из1гурительная работа, причем никакой границы между работой «престижной» и работой «черной» нет. Скорее наоборот, своим примером Петр призывал не гнушаться никакой работой. Основное и лучшее в характере Петра — его жажда позитивных преобразований, но нельзя забывать, какой ценой для простого народа давались эти преобразования. Для такой величайшей фигуры, как царь Петр, это не имело значения, для него важнейшим делом жизни была судьба России в государственном масштабе. С другой стороны, эпоха прогрессивных сдвигов нашла свое отражение и в народном самосознании, раскрывались дарования простых людей из низов общества. Братья Баженины сами построили мельницу, тульский кузнец Никита Демидов делал ружья не хуже «англицких», кузнец Жемов с гордостью заявлял, что никто не сможет открыть сделанный им замок. В конце концов, разве не символично, что именно во времена, когда Петр «Россию поднял на дыбы», кузнец Жемов совершил дерзновенную попытку подняться на крыльях в небо!
Мы никогда не задумываемся о том, сколько лет Петру в конце романа. А ему всего 32 года, совсем еще молодой человек. Но главное здесь — сколько и каких дел для России успел совершить этот человек.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников