Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»»

Сочинение

Отец — Иван Артемьевич Бровкин.
Дети: Алексей, Гаврила, Артамон, Яков, дочь Александра.
Семья Бровкиных в романе является иллюстрацией того, как принцип Петра «отныне знатность по годности считать» позволил умным и трудолюбивым людям осво­бодиться от холопской зависимости и высоко подняться по социальной лестнице.

Двор Ивана Артемьевича Бровкина считался зажиточ­ным. У него имелись лошадь, корова, четыре курицы. Но нищета преследовала. На лошади — гнилая сбруя. Стар­шего сына Алешу пришлось из-за голода и недоимки от­дать боярину Василию Волкову в вечную кабалу.

Алеша убегает от хозяина, потому что его «обещались в землю вбить по плечи», становится другом Александра Меншикова. Меншиков, вошедший в доверие к царю, про­должает заботиться об Алеше, однажды приводит его к Петру. Алеша выглядел как степенный юноша, одетый в чистую рубашку, новые лапти, холщовые портяночки. Алеша показал царю «барабанную ловкость» и был зачис­лен в первую роту барабанщиком. «Так и в батальоне ока­залась у Алексашки своя рука». И второй раз Меншиков выручает Алешу, освобождает его от холопской зависимос­ти у Волкова, когда последний неосторожно говорит: «Мне царь не указка!»

Алеша сначала дал отцу три рубля. Иван Бровкин ку­пил телку (полтора рубля), овцу (тридцать пять копеек), четырех поросят (по три алтына), справил сбрую, поста­вил новые ворота и у мужиков под яровые снял восемь десятин земли, дав рубль деньгами, ведро водки и обещав пятый сноп урожая. «Стал на ноги человек». Волковский управитель освободил его от барщины. Затем Алеша еще дал денег отцу для постройки мельницы.

Алеша стал своим человеком при Петре. Вскоре он стал старшим бомбардиром, затем — денщиком у Петра. Вы­полняет поручение Петра по вербовке солдат, участвует в военных сражениях, становится подполковником.

Для всех членов семьи Бровкиных характерны трудо­любие, упорство, живой ум, желание добиться большего в жизни.


Алеша «...белый офицерский шарф выдрал у судьбы зу­бами». Свое ротное хозяйство Алексей Бровкин вел стро­го, солдаты его были сыты, ел из солдатского котла, зря солдат не обижал, но и оплошностей не спускал.

Отец Алеши с большим толком использовал и деньги Алеши, и его положение. Сначала стал брать в аренду у Волкова луга и пашню. Скотина Бровкина ходила отдель­ным стадом, живность возил в Преобра жене кое к царско­му столу. Вся деревня кланялась в пояс, все ему были должны, десять мужиков работали у него по кабальным записям. Алеша знакомит отца с Меншиковым, и тот за двести рублей сводит его с Лефортом, от которого он по­лучает грамоту на снабжение войска овсом и сеном.

В походе на Азов он поставил овес и сено без воров­ства, и Петр передал ему все подряды. Иван Артемьевич Бровкин теперь — главный провиантор для тридцати пол­ков, «скоробогатей». Многие именитые купцы были у него в деле и в приказчиках. На Ильинке он построил новый кирпичный дом. Репутация Ивана Бровкина укрепляется и после того, как он предупреждает Ромодановского о по­ходе четырех полков стрельцов на Москву. Свои капита­лы Иван Бровкин использует для строительства заводов: суконных, лесопильных и других. Через Меншикова он добился права брать из тюрем Ромодановского колодни­ков на свои заводы.

Неутомимо трудятся все сыновья Ивана Бровкина. Яков служит в Воронеже. Он стал штурманом. Гаврила учился в Голландии. Якову и Гавриле Петр поручил строитель­ство Иитербурха на участке повыше устья Фонтанки (ам­бары, причалы, укрепление берега сваями). Когда Петр сам подготовил чертежи бастиона Кроншлота, Яков убе­дил Петра сделать высоту бастиона выше. У Гаврилы и царевны Натальи возникает любовь. Артамон знает фран­цузский, немецкий, голландский языки, помогает отцу в хозяйственных делах, становится переводчиком в Посоль­ском приказе. Не случайно, что вначале строительства Питербурха капусту около своих домов вырастили толь­ко трое: Меншиков, Алеша Бровкин и Брюс.

Большое место в романе отведено Александре. Менши­ков подсказал Петру, что у Алеши сестра — невеста. Петр сосватал Александру за дворянина Василия Волкова. На светских приемах (у Лефорта) она сразу привлекла вни­мание иноземцев. Она выучила три иностранных языка, играла на арфе, могла «в ночь почесть книжку». Она изу­чала историю Пуффендорфия, перевод которой написал Ар­тамон. Авантюризм Александры проявился при выезде из Вязьмы, хотя все предупреждали ее о разбойниках. Во время нападения Александра выхватила пистолет из ту­лупа мужа и выстрелила в разбойника. Это и спасло Вол­ковых. Она оказала благотворное влияние и на мужа, ко­торый вслед за ней стал изучать историю. Василий Волков очень серьезно отнесся к своей службе за границей, на Гааге Александра находится при нашем после Матвееве. Она сочиняет стихи. «Кавалеры из-за нее на шпагах бьются, и есть убитые». Она собирается ко двору Людовика Че- тырнадцатого.

Отец заботливо следит за детьми. Он оплачивает содер­жание яхты Александры, выкупает из плена Алешу.

На примере семьи Бровкиных автор показал благотвор­ное влияние реформ Петра на Россию в различных сфе­рах: в купеческой, промышленной, строительной, в воен­ной, культурной.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников