Разгром

Александр Александрович Фадеев


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева «Разгром»»

Сочинение

Роман А. Фадеева «Разгром» повествует об одном из эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке. Старательно избегая традиций, характерных для советской литературы 20-х годов ХХ века, которая изображала героические моменты этих кровопролитных сражений, Фадеев не побоялся показать, что и в рядах доблестной Красной Армии имели место ошибки, просчеты, предательство.

«Девятнадцать» — финальная глава романа. Что означает это «девятнадцать»? Девятнадцать человек осталось от всего большого отряда Левинсона…

Эта глава, во-первых, с новой стороны раскрывает образ командира партизанского отряда — Левинсона, которого все привыкли считать неуязвимым. В первой и второй части перед нами предстает очень осторожный человек, прекрасный психолог, который обладает редким даром: он умеет влиять на людей, вести их за собой, подбирать ключик и к «кривому парню», не желавшему выполнять приказ командира, и к Морозке.

Левинсон, хитрый, дальновидный и умный, сделал все для того, чтобы в отряде его воспринимали как неуязвимого, сильного человека, у которого нет никаких слабостей. Очень тщательно скрывает он, как тяжело ему порой приходится: трудно принимать решения; обременительна страшная ответственность за судьбы многих и многих людей. Этот человек, такой жестокий с «кривым парнем», с корейцем, с Фроловым, в последней главе романа сбрасывает свою суровую железную маску. Мы видим обыкновенного человека со всеми его слабостями, придавленного страшной бедой — потерей людей, ставших для него родными и близкими.

Фадеев пишет: «Потом он весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде…». А подопечные Левинсона, простые, но чуткие люди, «стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться». Не выдержав душевной боли, командир плачет.

Но все-таки мужество и жизненная стойкость не покидают этого закаленного жизнью человека. Он знает: ему дадут новых людей, «которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, как были те восемнадцать, что молча ехали следом, — и перестал плакать, нужно было жить и исполнять свои обязанности». Да, что поделать, жизнь продолжается. И борьба тоже.

Кроме того, в этой главе дается последний штрих к портрету интеллигента Мечика, который пришел в отряд, стал бойцом Красной Армии не из политических убеждений, а из праздного любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента. Ему следовало бы примкнуть к Белой Армии. Разлад с романтическими иллюзиями, который мы наблюдаем уже с первых минут пребывания Мечика в отряде, здесь достигает своего апогея: этот герой трусливо бежит из отряда, спасая свою жизнь. Что и говорить — настоящие мужчины так не поступают, только трусы.

Автор усложняет образ Мечика: он мог сбежать и откровенно радоваться своему спасению от людей, которых совершенно не уважал. Тогда бы он был обычным предателем, но Мечик мучается угрызениями совести: «Он крепко вцепился в волосы исступленными пальцами и с жалобным воем покатился по земле… „Что я наделал… о-о-о… что я наделал, — повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. — Что я наделал, как мог я это сделать, — я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, — о-о-о… как мог я это сделать!“.

Но от этого самоосуждения не прибавляется уважения к Мечику. Как известно, писатель первоначально планировал изобразить самоубийство этого юноши. Если бы автор воплотил в романе свой замысел, то тогда бы он возвысил этот образ до великомученика. Но логика развития и идейная трактовка требовали от Фадеева оставить его до конца малодушным человеком. А ведь из-за побега Мечика „погибли десятки доверившихся ему людей“.

Но вот что характерно: „мучился“ он не столько из-за этого, „сколько потому, что несмываемо — грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе“.

Но и сцена раскаяния заканчивается вполне в духе этого героя: „Я не хочу больше переносить это“, — подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко самого себя. „Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью“, — подумал он снова, чтобы еще сильней разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную подлость».

И, конечно, в этой главе продемонстрирован героизм одного из самых любимых героев Фадеева — Ивана Морозова, бесшабашного Морозки, который часто совершает легкомысленные, опрометчивые поступки. Он пытается забыть о проблемах и трудностях своей нелегкой жизни в бессмысленной гульбе. Но этот грубый Морозка, дерущийся с парнями, ругающийся матерными словами, крадущий дыни с огорода, оказывается порядочнее гуманного, воспитанного, интеллигентного Мечика. Рискуя жизнью, подставляя себя под пулю, Морозка предупреждает своих об опасности: «Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности…»

Чувства товарищества, долга, ответственности наглядно проявились в подвиге Ивана Морозова, ценой собственной жизни предупредившего отряд о грозящей опасности.

Глава «Девятнадцать» выполнена писателем в лирической тональности, полна щемящей грусти. В ней гибнут лучшие представители отряда — Бакланов и Морозка. Здесь ощущается насмешливо-презрительное отношение автора к предателю Мечику, «Иуде», как он его называет. Но жизнь продолжается, а вместе с ней и борьба. Левинсон знает: ему дадут новых людей, и он, командир, сделает их «такими же своими, близкими людьми, какими были те, восемнадцать». И борьба, которую он считает святой, борьба за дело, в которое он верит, продолжится.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ романа А. А. Фадеева «Разгром» Анализ эпизода "Смерть Фролова" Герои романа Фадеева "Разгром" Героическое и трагическое в романе А. А. Фадеева "Разгром" Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Гражданская война в романе А. Фадеева «Разгром». Летописец революции и войны Любимый герой А. Фадеева в романе «Разгром» Новаторство образа Левинсона (по роману А. Фадеева «Разгром») Нравственные проблемы в романе «Разгром» Образы героев в романе "Разгром" Образы романа А. Фадеева «Разгром» Революция и ее герои в советской литературе Роман А. Фадеева «Разгром» Система образов в романе А. А. Фадеева "Разгром" Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману а. Фадеева «Разгром») Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману А. Фадеева «Разгром») Судьба интеллигенции в революции на примере романа А. Фадеева «Разгром» Тема гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром» Тема революции и гражданской войны в романе А. Фадеева «Разгром» Трагедия человека в гражданской войне (по роману А. А. Фадеева «Разгром») Характеристика Мечика (по роману А. Фадеева «Разгром») Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия») Человек в огне революции и гражданской войны Критика о Павле Мечике Автор и его герои (по роману «Разгром») Характеристика главных героев в романе «Разгром» Героико-романтическое изображение гражданской войны в романе "Разгром" Фадеева А.А. Сюжет и композиция романа "Разгром" Фадеева А.А. Образы партизан в "Разгроме" Роман Фадеева «Разгром» о гражданской войне Смысл названия романа "Разгром" Фадеева А.А. Традиции Л. Толстого в романе Фадеева "Разгром" Противоречия романа «Разгром» и неординарность фигуры автора Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром») Мечик - alter ego автора? Мое отношение к романам А. Фадеева “Разгром” и Н. Островского “Как закалялась сталь” «Не перечеркивайте прошлого, без него нет настоящего и будущего» (анализ романа Фадеева «Разгром») Портретная характеристика: Морозка и Мечик Рецензия на книгу (А. Фадеев "Разгром") Характеристика образа Левинсона в романе «Разгром» Морозка и Мечик НОВЫЙ МИР, ОН РОЖДАЛСЯ НЕ СРАЗУ Сравнительная характеристика Морозки и Мечика Тема революции и гражданской войны Анализ перемен в духовном мире рядового человека в романе «Разгром» Человек в огне гражданской войны в романе Фадеева "Разгром" Тема Гражданской войны в творчестве Фадеева и Островского Морозка и Мечик. Сопоставительная характеристика героев романа А. А. Фадеева «Разгром» Становление нового человека в революции («Разгром») Анализ первых рассказов Фадеева Действующие лица в романе Фадеева «Разгром» Формирование нового человека в эпоху гражданской войны (по роману "Разгром" Фадеева А.А.) Левинсон и Морозка Героическое и трагическое в романе Александра Фадеева «Разгром» Гражданская война в романе Фадеева “Разгром” Характеристика литературного персонажа Мечик. Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Жанровое своеобразие романа "Разгром" Фадеева А.А. Автор и его герои (по роману Александра Фадеева «Разгром») Система образов в романе Александра Фадеева «Разгром» Традиции русского реализма в романе «Разгром» Левинсон и Морозка. Сопоставительная характеристика героев по роману А. А. Фадеева «Разгром»