Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»»

Сочинение

В произведениях Тургенева эпилогам всегда отводится особое место: в них сообщается о дальнейшей судьбе героев, их жизненных итогах, проясняется авторская позиция, звучит тема жизни и смерти.

Роман «Дворянское гнездо» имеет сжатую композицию. Действие протекает в очень короткие сроки — немногим более двух месяцев. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое, вычерчивается строго последовательно. Действие в романе развивается медленно, как бы соответствуя медленному течению жизни дворянской усадьбы. При этом объясняется каждый его поворот, каждая ситуация.

О событиях романа, о драме любимых им героев Тургенев повествует спокойно. Он вполне объективен, видит свою задачу в анализе и верном воспроизведении жизни, не допуская никакого вмешательства в нее воли автора. Свою душу Тургенев проявляет лишь в удивительном лиризме, который составляет своеобразие художественной манеры писателя. В «Дворянском гнезде» этот лиризм разлит везде, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием печальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда Тургенев прибегает к авторским отступлениям, углубляющим те или иные мотивы романа.

В эпилоге «Дворянского гнезда» звучит элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье и добился того, чего хотел — сделался хорошим хозяином, выучился пахать землю, улучшил быт своих крестьян. В сцене встречи Лаврецкого с молодым поколением дворянского гнезда Калитиных выражено предчувствие Тургеневым ухода в прошлое целой эпохи русской жизни.

Роман появился в печати в 1859 году, накануне крестьянской реформы, которая очень много изменила не только в жизни крестьянства, но и всего общества. Русское дворянство оказалось перед лицом таких жизненных испытаний, которые обернулись трагедией для многих его представителей.

В романе рядом с Лаврецким оказываются те силы, которые связаны со светлым будущем, здоровым, открытым всему лучшему. Не случайно действие в эпилоге происходит весной: «Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело». Дом Калитиных как будто помолодел. Он, казалось, кипел жизнью и переливался весельем через край, из окон на улицу неслись радостные звуки звонких молодых голосов, беспрерывного смеха. Как элегическое прощание с жизнью звучат слова Лаврецкого: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"

Герой живет в ожидании конца. Обращаясь к молодому поколению, Лаврецкий говорит: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака: мы хлопотали о том, как бы уцелеть, — сколько нас не уцелело — а вам надобно дело делать, работать».

Особенно впечатляющим моментом в эпилоге является картина последнего свидания Лизы и Лаврецкого. Оно безмолвно, как-то чувство, которое не умерло в душах героев. И автор не хочет прикасаться к нему, предоставляя нам право домыслить и дочувствовать самим.

В данной ситуации Тургенев остается верен собственным художественным принципам. Он всегда был убежден, что художник должен быть «тайным» психологом. Все, что чувствует героиня, выражает ее внешность: «Она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще слегка наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу».

Образы тишины и безмолвия вообще имеют символическое значение для Тургенева. Этот образ — выражение внутренней тишины духа, внутренней нравственной деятельности, высшей духовной красоты. Красота и обаяние тихой жизни видятся и слышатся Лаврецкому в его неказистом Васильевском, где жила тетка Глафира. Только после того, как герой услышал эту тишину русской жизни, он смог понять и полюбить Лизу с тишиной ее веры, с глубокой скрытой красотой ее души. Не углубляясь в диалектику души своих героев, Тургенев, тем не менее, передает всю полноту их внутренней жизни.

Эпилог романа является концентрированным выражением всей его проблематики, символического, образного значения. В нем заключен основной лирико-трагический мотив, передана атмосфера и настроение увядания, исполненного поэзии заката. При этом Тургенев показывает, что в русском обществе подспудно зреют новые, лучшие, светлые силы.

Таким образом, художественная манера Тургенева-писателя с полной силой реализована в эпилоге романа «Дворянское гнездо».

Другие сочинения по этому произведению


«Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»? Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Драматизм положения Лаврецкого Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»