Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий»

Сочинение

Герой романа Федор Иванович Лаврецкий духовно близок Тургеневу и симпатичен ему. Автор наделил героя незаурядным умом и чутким сердцем, вложил в его уста свои задушевные мысли о родине, об ушедшей молодости, о нравственном долге, о будущем России… Весь роман необыкновенно поэтичен. Салтыков-Щедрин писал, что видит в романе Тургенева «светлую поэзию, разлитую в каждом звуке», что образы его «прозрачные, будто сотканные из воздуха». Тургенев направил свой талант и мастерство на то, чтобы воспеть все лучшее, что он видел в передовой части дворянского класса, но он вынужден был признать, что в этой среде даже умные, честные, искренние и самоотверженные люди не способны бороться и побеждать в жизненной борьбе. Правда, Лаврецкий решил «пахать землю», занялся хозяйством, «упрочил быт своих крестьян». Тургенев с одобрением говорит об этой его деятельности, но не она является главным итогом романа, а слова Лаврецкого: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

В «Дворянском гнезде» Тургенев поднимает важные нравственные проблемы, тесно связанные с проблемами общественно-политическими. Показав в романе благородных людей из лучшей части либерального дворянства, автор не забывает о том, что подавляющее большинство дворян погрязло в разврате, пошлости, виновно в жестоких преступлениях против народа. В этих условиях, говорит своим романом Тургенев, не может быть счастлив человек с чуткой совестью и высокоразвитым чувством ответственности и долга. Таким человеком является в романе Лиза Калитина — самая поэтичная из всех тургеневских женщин. Как справедливо заметил Д. И. Писарев в статье «„Дворянское гнездо”. Роман И. С. Тургенева» (1859), Лиза ушла в монастырь не только для того, чтобы замолить свой грех любви к женатому человеку; она хотела принести собою очистительную жертву за грехи родных, за грехи своего класса. Но ее жертва ничего не может изменить в обществе, где спокойно наслаждаются жизнью такие пошлые люди, как Паншин и жена Лаврецкого Варвара Павловна. В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, уничтожающему все чистое и возвышенное, что рождается в нем.

Тургенев сравнивает два типа героев, имевших важное значение в истории мировой литературы. К типу Гамлета Тургенев относит людей глубокого аналитического ума и горячего чувства, которые болезненно воспринимали недостатки окружающей жизни, но не находили решимости для настоящего дела и губили свою жизнь в бесплодных рассуждениях. Герой типа Дон-Кихота неколебимо верен идеалу, «самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством… к водворению истины, справедливости на земле». К этим героическим, способным к самоотверженной борьбе людям писатель питал самое глубокое уважение: «…Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории в ней нечего будет читать».

Эта статья Тургенева явилась своеобразным комментарием к роману «Накануне», написанному в 1859 году. Тургенев избирает положительным героем не дворянина, а революционера-разночинца. Инсаров, герой романа, не русский, а болгарин^. Русского революционера и его деятельность Тургенев в то время не мог бы показать по цензурным условиям, к тому же писатель не знал близко таких людей и считал, что Россия находится еще только «накануне» того дня, когда в ней появятся русские Инсаровы.

«В основание моей повести,— писал Тургенев И. Аксакову ,— положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело продвинулось вперед». Задача, которую поставил Тургенев, была очень трудна. Все тургеневские герои — художественное обобщение тех впечатлений, которые производили на писателя встречавшиеся ему в жизни люди, но Инсаров был исключением: человека, подобного ему, Тургенев в жизни не встречал. Это явилось причиной некоторой схематичности образа Инсарова.

Другие сочинения по этому произведению


«Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»? Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Драматизм положения Лаврецкого Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»