Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Драматизм положения Лаврецкого»

Сочинение



Бороться за свое счастье Федору Ивановичу Лаврецкому, герою романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», приходится при таких обстоятельствах, против которых бессилен любой, даже самый незаурядный человек. Лаврецкий вернулся в Россию, расставшись с женой. С нею, как это выяснилось за годы семейной жизни, они были совершенно разные люди: Федор Иванович скромный, добрый и порядочный человек. Варвара Павловна хитрая, лживая и тщеславная. Она светская женина, любит блистать на модных вечерах, поклонников, шум и веселье. Ее измена потрясла Лаврецкого, и он больше не хочет ее видеть. В России он встречает чистую и умную девушку Лизу Калитину. Федор Иванович полюбил Лизу, а случайно увиденное в газете сообщение о смерти жены дает ему надежду на новое счастье. Лаврецкому неприятно сознавать, что он ждет смерти жены, он и боится верить этому, и подсознательно стремится к свободе и счастью с Лизой. Но Варвара Павловна вернулась из-за границы. Это было страшным ударом для чувства Лизы и Лаврецкого: рухнули их надежды на счастье. Их совместная жизнь в то время была бы возможна только в гражданском браке, а это бы значило для них нарушение норм общественной морали, для девушки отвержение общества, разрыв связей с родными, всеобщее презрение. Но дело не только в том, что Лизе не хватило бы на это мужества. Но социальные предрассудки, не условности морали главное в этой ситуации. Лиза глубоко верующий человек. Возвращение Варвары Павловны она рассматривает как возмездие за свои «преступные надежды», кару за свой грех любви к женатому человеку. Она просит Лаврецкого примириться с женой, по-христиански простить ее. Возможно ли это? Лаврецкий чувствует себя настолько чуждым этой лживой и расчетливой женщине, что не в силах даже притвориться, будто он ее простил. Лиза считает, что в этом его нравственный долг, а счастье зависит не от людей, а от Бога. Понятие счастья заменяется исполнение своего долга «пахать землю», честно работать, упрочить благосостояние своих крестьян. Но хотя Лаврецкому нечего стыдиться, он не может не сожалеть о потерянном счастье. Лиза уходит в монастырь. Обстоятельства оказываются сильнее героев, и, хотя герои достойно и с честью выдержали выпавшие на их долю испытания. Для этого им прошлось пожертвовать личным счастьем и любовью.

Для Н.А. Добролюбова, возможно, нравственно-религиозное чувство не значило так много, как для тургеневских героев. Но для людей, исповедующих традиционные христианские взгляды, воспитанных в уважении к религии, выбора между счастьем и долгом в данной ситуации не существовало, и Тургенев уважает позицию своих героев и их достоинство, сочувствуя их несложившейся судьбе.

Другие сочинения по этому произведению


«Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»? Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»