Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»?»

Сочинение

Произведения Ивана Сергеевича Тургенева 50-х годов ХIХ века имели огромное нравственное значение для русского общества. Нужно было сохранить и пронести «душу живу» сквозь долгие годы растлевающего человека «рабского общества», и не только пронести, но и будить эту душу в других и словом, и стремлением к красоте, истине и добру. Своеобразно решается писателем эта проблема и в романе «Дворянское гнездо». Герои произведения постоянно находятся в поисках счастья, вопрос лишь в том, что каждый человек понимает это слово по-своему.

Для раскрытия темы я рассмотрю три главных образа романа: Лизу Калитину, Федора Лаврецкого и его жену, Варвару Павловну.

Лиза… Подобно пушкинской Татьяне, она — «русская душой». Из окружающей среды ее выделяет необычайная нравственная чуткость. Лиза знает, как много горя людям причинил ее отец и считает себя обязанной «все это отмолить». Ее необыкновенная порядочность и совестливость внушают симпатию к девушке. По выражению Писарева, Лиза Калитина — «одна из самых грациозных женских личностей, когда-либо созданных Тургеневым». И это действительно так.

Но счастлива ли она? Нет. Счастье для Лизы — любить и быть любимой. Но сложившиеся обстоятельства не дают ей быть счастливой в ее понимании. Лиза настолько чиста душой, что даже мысли не допускает о возможном разводе Лаврецкого с женой. Нельзя построить свое счастье на несчастье других. А развод — грех, который влечет за собой кару Божью. Счастье для человека заключается в полной реализации своих надежд и мечтаний, и если это происходит частично, он все равно ощущает его неполноценность.

Лиза стремится к жизни: к музыке, к прекрасному, к любви, к Богу. Поэтому ей нелегко дается отказ от личного счастья, от любви, переполняющей ее сердце. Но и уход в монастырь не дает Лизе ни забвения, ни покоя, ни, тем более, счастья. Тургенев показывает это в сцене последней встречи Лизы и Лаврецкого в монастыре: ее сердце встрепенулось ему навстречу. Но такой цельной натуре, как Лиза, не могло быть достаточно либо только «женского счастья», либо только «Божьей любви». Счастье для неё возможно лишь тогда, когда оно полное.

Понимание счастья Федором Ивановичем Лаврецким изначально схоже с Лизиным, поэтому в романе они — две родственные души. Он пытается найти свое счастье в семье, но разочаровывается в жене: не такая женщина нужна ему для семейного благополучия. Да, герой начал трудиться, стал неплохим хозяином, русофилом, патриотом… Но и этого ему мало. Где же оно, это «полное счастье»? Лаврецкому нужно, чтобы, когда он приходил домой, его встречала жена и куча ребятишек, чтобы любимая создавала в доме уют, чтобы можно было посидеть в тихом семейном кругу у камина вечером, чтобы его понимали и поддерживали во всех начинаниях… Казалось бы, такие незначительные детали, но они необходимы не только для Лаврецкого, но и для каждого человека. Если нет «надежного тыла», тогда зачем все остальное?..

Для Федора Ивановича нет счастья в этом мире, он научился не делать трагедий из «подарков», которые преподносит ему жизнь: не всем же быть счастливыми! Но здесь герой ошибается: за счастье нужно бороться, а Лаврецкий — пассивен, безволен. Такие люди всегда мечтают, но не стремятся к осуществлению своих надежд.

Совершенно иной характер и понимание счастья у жены Федора Ивановича. Для Варвары Павловны счастье заключается не в гармонии нравственного самосознания, а в материальной выгоде. Она и замуж вышла по расчету и постепенно «приручила» Лаврецкого, исподволь подчиняя его своим желаниям. Смысл ее жизни — в непомерном круговороте наслаждений, Варвара Павловна как бы пытается наверстать время, упущенное в бедной и скудной юности.

Эта женщина торопится «сорвать цветы удовольствия», забывая об основном назначении женщины — создании семьи, воспитании детей. На словах она любит свою дочь Аду, но фактически использует ее, заботясь лишь о собственном благе. В этом героиня противоположна Лаврецкому и Лизе Калитиной. Да, мы ее осуждаем: она безнравственна и цинична. Но Варвара Павловна по-своему счастлива. Это ее жизнь, и она вправе строить ее так, как ей хочется. А Варвара Павловна видит свое счастье именно в этом.

Также не стоит забывать, что Лаврецкая — практически единственный человек в романе, который сумел достичь личного благополучия: она живет в гармонии с собой. Может быть, тогда, в поисках счастья, стоит пойти по пути Варвары Павловны?

Это, конечно, очень сложный вопрос. Тургенев в своем произведении показывает, что личное счастье неотделимо от счастья окружающих нас людей. Нужно жить в гармонии и с самим собой, и с обществом, и с Богом.

Таким образом, герои романа «Дворянское гнездо» понимают счастье по-разному. Может быть, поэтому у них такие разные судьбы: они пересекаются, но никогда не сольются воедино. А это и невозможно: слишком различно у них представление о счастье, которое дается познать лишь немногим из нас.

Другие сочинения по этому произведению


«Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Драматизм положения Лаврецкого Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»