Дворянское гнездо

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
54 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».»

Сочинение

Чудесно сливаются в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» любовь, вдохновение, искусство, красота природы. В этом романе впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в душе писателя. Этот образ воссоздан в романе с бережной, сыновней любовью. Он полемичен по отношению к либеральному западничеству и революционному максимализму. Тургенев предостерегает: не спешите перекраивать Россию на новый лад, остановитесь, помолчите, прислушайтесь.

Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей неслышно, «как вода по болотным травам», выписаны лучшие характеры людей из дворян и крестьянства. Такова Марфа Тимофеевна, старая патриархальная дворянка, тетушка Лизы Калитиной. Ее отличает правдолюбие, она не падка на все модное и новое. Эту героиню не сломить никаким общественным вихрем.

Полна драматических перипетий судьба нянюшки Лизы, старой Агафьи. Ее можно назвать «жертвой дворянского гнезда родовитых Пепловых». Первая красавица на селе, «первая щеголиха», она в полной мере испытала «и барский гнев, и барскую любовь», а после всяких бед и перемен в своей жизни стала «молчалива и богомольна». Идеалом Агафьи были святые в пустынях. Она рассказывала Лизе о том, как они спасались, голод терпели и нужду — и царей не боялись.

Умная и властная Марфа Тимофеевна не любила строгую важность бывшей «паневницы». Она чувствовала, что богомольность няньки питалась тихими настроениями в крепостных людях, которые не могли нравиться господам. Агафья самовольно ушла куда-то в раскольничий скит — все же какая-никакая, а в ее представлении, свобода.

Трагической была и судьба матери Федора Ивановича Лаврецкого — простой крепостной девушки, своей красотой привлекшей внимание барина-вольнодумца. Иван Петрович женился на ней, дабы насолить отцу, а не из-за сильной любви. Сразу после женитьбы он отправился в Петербург и там увлекся одной из знаменитых кокеток. «Безответная» Малаша, у которой вскоре отняли сына в целях воспитания, не перенесла этого удара: «Безропотно, в несколько дней угасла она». Автор заключает: «Так кончило свое земное поприще тихое и доброе существо, бог знает, зачем выхваченное из родной почвы и тотчас же брошенное, как вырванное деревцо, корнями на солнце; оно увяло, оно пропало без следа, это существо, и никто не горевал о нем».

Феде шел тогда восьмой год. «Память о ней, об ее тихом и бледном лице, об ее унылых и робких ласках навеки запечатлелась в его сердце», отозвавшись в мягком и впечатлительном характере.

Живым олицетворением Родины, народной России является центральная героиня романа — Лиза Калитина. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя все лучшее из народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, угодников, святых мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду.

Антиподом Лизы Калитиной является жена Лаврецкого, Варвара Павловна. Имя «Варвара» происходит от слова «варвар», оно означает «иноземная, грубая», и своим поведением героиня вполне оправдывает это значение. Варвара Павловна появляется в доме мужа со словами раскаяния, но ее покаяние неискренно. Это сразу понимает Лаврецкий по ее внешности: она тщательно причесана, надушена и кокетливо одета в черное, но дорогое шелковое платье с воланами. Во время разговора Варвара Павловна осторожно ломает удивительно красивые пальцы с розовыми лощеными ногтями, пытаясь разжалобить мужа.

Она говорит о своей тяжелой болезни, о том, что была близка к самоубийству, и о дочери, ради которой осталась жить. Варвара Павловна надеется растрогать Лаврецкого словами о том, что покорится ему, как рабыня, заклинает простить ее ради дочери, но герой прекрасно видит игру и притворство.

Не обмануть Варваре Павловне и Марфу Тимофеевну: она сухо обходится с женой Лаврецкого, не глядя на нее и почти не разговаривая с ней. Впрочем, Варвара Павловна и не стремится добиться ее расположения. Для нее Марфа Тимофеевна — лицо малозначительное.

Для Лизы встреча с Варварой Павловной мучительна. Она считает себя виноватой перед женой любимого ею человека, и эта встреча для нее — наказание. Лиза заставляет себя взглянуть на Варвару Павловну и даже улыбнуться ей. Но почтительное поведение светской львицы, ее вкрадчивый голос, хитрая улыбка, холодный взгляд, движение рук и плеч, платье — все ее существо возбудили такое отвращение в Лизе, что она ничего не смогла ей ответить и через силу протянула руку. Нравственное чувство Лизы безупречно, ей ненавистны лицемерие, неискренность и мелкие уловки.

Однако недалекую и неразборчивую Марью Дмитриевну Варвара Павловна сумела очаровать своим наигранным смирением и кротостью, самоуничижением и раскаянием, лживыми словами о том, что сердце у нее всегда было русское. Тургенев не раз подчеркивает игру героини: говорит она с Марьей Дмитриевной «тихим голосом по-русски», «овладела рукой», «подобострастно поднесла ее к розовым и полным губам», «сомлела… под поцелуем».

Варвара Павловна умеет «скромно» рассказать о путешествиях, намеренно рассмешить слушательницу и тут же всплакнуть при воспоминании о том, какое чувство она испытала, когда в первый раз услышала русские колокола. Расчет Варвары Павловны точен: Марья Дмитриевна приняла ее как родную, скомпрометировав себя в глазах всего общества. Забыты и перечеркнуты все нравственные нормы, все правила приличия.

Автор показывает двуличье Варвары Павловны в сценах с Паншиным, Гедеоновским, Лаврецким и другими персонажами.

С глубоким проникновением раскрывает Тургенев драму Лизы. В переживаниях Лаврецкого и Лизы, в их глубоком и целомудренном чувстве писатель воплотил одну из заветных своих идей о величайшем значении любви как силы жизни.

Лиза любит жизнь и уходит из нее страдая. Ее любовь к жизни проявлялась и в любви к музыке, к прекрасному.

Лиза Калитина и Варвара Павловна создают контраст между вечной и могучей силой жизни и бренным, слабым человеческим существованием.

Женские образы романа передают как лиризм повествования, так и главную идею произведения.

Другие сочинения по этому произведению


«Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека» (Н.А. Добролюбов) (по роману «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») И. С Тургенев "Дворянское гнездо". Образы главных героев романа Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»? Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо" Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Почему Лиза ушла в монастырь Представление идеальной тургеневской девушки Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев. "Дворянское гнездо") Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Роль эпилога в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Тема любви в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" Роман «Дворянское гнездо» Характеристика образа Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Портретная характеристика образа Лизы Калитиной Спор Лаврецкого и Паншина (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Пейзаж в романе И.С. Тургенева Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Сочинение по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам "Рудин" и "Дворянское гнездо") Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева "Дворянское гнездо" «Молодая Россия» в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Драматизм положения Лаврецкого Светлая поэзия "Дворянского гнезда" Тема любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» Образы главных героев романа Эпизоды развязки и эпилога романа “Дворянское гнездо” Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Женские образы в романах «Дворянское гнездо» и «Накануне» Драматизм положения Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И. С. Тургенев "Дворянское гнездо") Пересказ романа Тургенева «Дворянское гнездо» Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого (По роману Тургенева «Дворянское гнездо») Фабула романа Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо»: судьба сословия Система образов в романе «Дворянское гнездо» "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" И. С. ТУРГЕНЕВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАВРЕЦКОГО И ЛИЗЫ КАЛИТИНОЙ Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева «Дворянское гнездо» Психологизм романа Тургенева «Дворянское гнездо»