Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Счастье в понимании Н. А. Некрасова и моем.»
Что такое счастье? Ответ на этот вопрос искали лучшие умы, искали упорно на протяжении всей истории человечества. Подобно многим понятиям, обозначающим чувства и эмоции, значение слова «счастье» можно объяснять долго и красочно, а в итоге так и остаться в неведении, что же это такое.
Есть множество способов докопаться до сути: рассказать, изобразить, нарисовать, провести параллели, придумать абстракцию… Я попробую разобраться в этой проблеме, обратившись к произведению
Начинается поэма со слов: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», которые относят читателя в 1861 год. Именно в этом году произошло великое для России событие — отмена крепостного права. И сразу же поэт показывает результат реформы, называя «смежные деревни», в которых живут встретившиеся на столбовой дороге крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка, относящиеся к Пустопорожней волости Терпигорева уезда. Достаточно прозрачные названия, дающие повод судить о жизни в них.
Крестьяне спорят, пытаясь найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Где найти счастливого в России, сплошь состоящей из таких деревень, да и есть ли такой человек?
Главными героями произведения являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров. Форма путешествия помогает Некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России. В поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.
Странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. Они кидают клич, чтобы найти в праздничной толпе среди присутствующих счастливых людей, и обещают таковым налить водки. Первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а в «благодушестве» и вере в царствие небесное. Он говорит, что тем и счастлив.
Следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. Над бабкой посмеялись, водки не дали и сказали: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси». Затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. Каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе — он легко может управиться с огромным молотом.
Таким образом, мы видим, что простой народ находит «вольготность» в простых вещах, в повседневных явлениях — в урожае, в хлебе, в силе, даже в «благородных болезнях». Но все это довольно жалкое подобие счастья. Странники поняли, что зря водку тратили:
Эй, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой.
Дальнейшие поиски путешественников показали, что и помещикам не живется счастливо. Искатели пришли к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. Но, вопреки их ожиданиям, рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. В жизни «счастливой» крестьянки преобладают потери, горе, тяжкий труд. Горьки слова признания женщины:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой Руси? Встретив Гришу Добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
В поэме Некрасов доказывает, что счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. Ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на Руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других.
Со времени написания поэмы прошло почти полтора столетия. Изменилось время, люди, жизненные ценности… Сейчас для многих людей быть счастливым — значит иметь это и то, быть таким-то и таким-то. Но это кажущееся счастье постоянно где-то впереди, и, в конечном счете, эти люди несчастны. Они постоянно идут к своей цели, достигают, потом двигаются к новым, и так до бесконечности. В итоге, оглянувшись назад после нескольких десятков лет, многие кусают локти, жалеют о прожитых-не-так-годах, о друзьях, с которыми не было времени встречаться, о непрочитанных книгах и неувиденных странах и о счастье, которого не было, или о счастье, которое было, а мы его не заметили…
И так происходит практически всегда: счастье для нас или в прошедшем времени, или в будущем, но никак не в настоящем. Я считаю, что обретение счастья — дело рук счастливого, человек — сам кузнец своего счастья. Если сидеть и обвинять окружающих во всех своих бедах, то так можно просидеть всю жизнь, надеясь на чудо и ожидая, что счастье вот-вот опустится с неба. А можно не тешить себя теоретическими надеждами, а действовать практически, здесь и сейчас, на благо себе и людям. Нужно находить силы внутри себя для того, чтобы чувствовать себя счастливым и делиться этим ощущением с другими: с родными, с друзьями, со всем миром. И находить повод для хорошего настроения в каждой мелочи, в каждой секунде и в каждом мгновении.
«Человек создан для счастья, как птица для полета» — цитата из произведения «Феномен». Возможно, ответ на вопрос, что такое счастье, заключен в этих восьми словах. Все рождаются одинаковыми, и право на счастье тоже у всех одинаковое. Только одни могут быть счастливыми по-своему, они могут летать и сворачивать горы. Другие же твердо знают, что они не созданы для полета, потому что у них нет крыльев за спиной, и горы не сдвинутся по их желанию, потому что человек — маленький и слабый по сравнению с каменными глыбами.
Счастье есть в каждом из нас. Только не все хотят его разыскать и «вытащить» наружу.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы