Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Образы помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».»
Сюжетной основой поэмы являются поиски счастливого на Руси.
На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Жесток и жаден господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается.
Эпизодические упоминания о «господах» присутствуют во всем тексте поэмы, но в главе «Помещик» и части «Последыш» поэт полностью перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.
Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы «Помещик», начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами,
…Наденьте шапочки,
Садитесь, господа)
Сатирически гневно рассказывает поэт о жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Оболт-Оболдуев же говорит о тех временах с гордостью и печалью. Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»:
Ни s ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню, -
вспоминает о былом помещик. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!..
Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. «Теперь не та уж Русь!» — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права действительно ударила «одним концом по барину, другим по мужику».
Глава «Помещик» подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой.
От картин прошлого
«Легенда о двух великих грешниках» подводит своеобразный итог размышлениям
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю, вешаю,
А поглядел бы, как сплю! -
становится способом очистить от грехов свою душу. Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы