Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Сочинения
261 сочинение
Главные герои
И их характеристика
«Описание образа русской женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»
Сочинение
С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза — родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":
Три тяжкие доли имела судьба.
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба.
А третья — до гроба рабу подчиняться.
В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны — героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о которой с восторгом писал поэт:
В беде не сробеет, — спасет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте.
Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая, непьющая семья.
Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное — это духовное рабство. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.
Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила
помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в-морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", — рассказывает Матрена Тимофеевна странникам.
Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую милость":
Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали
Филиппушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.
Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
— говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:
Ты шутишь шутки, дедушка!
Такого богатыря могучего,
Гай, мыши заедят!
Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что
Сила народная,
Сила могучая
Совесть спокойная
Правда живучая!
Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц
В стихотворении «Тройка» автор предсказывает героине - красавице-крестьянке, заглядевшейся па дорогу в ожидании счастья, - горькую судьбу, типичную для многих женщин той эпохи: «Будет бить тебя муж-привередник / И свекровь в три погибели гнуть...» Особое месте в творчестве поэта занимает тема женщины-матери. Елена Николаевна Некрасова, образованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании поэта, ей посвящены строки: «О мать моя, подвигнут я тобою: / Во мне спасла живую душу ты!»
Образ матери издавна связывался в народнопоэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно благодаря Некрасову в русском литературном и разговорном языке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»:
Родина-мать! я душою смирился,
Любящим сыном к тебе воротился», а позднее появляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому па Руси жить хорошо».
Поэт пишет и о многострадальных матерях-крестьянках. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...», написанном вскоре после реформы 1861 года, поэт описывает типичную картину летней страды: нестерпимый зной, безлесная равнина, палящее солнце; «бедная баба», отгоняя насекомых, выбиваясь из сил, мечется между «полосыньками» - надо и работать, и успокаивать ребенка. С болью пишет I КВТ о вековечном терпении русской женщины:
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!
С наибольшей полнотой тема судьбы русской женщины-крестьянки раскрыта в некрасовских поэмах «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи) и «Кому на Руси жить хорошо» (образ Матрены Тимофеевны Корчагиной).
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":
Три тяжкие доли имела судьба.
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба.
А третья — до гроба рабу подчиняться.
В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны — героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о которой с восторгом писал поэт:
В беде не сробеет, — спасет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте.
Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая, непьющая семья.
Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное — это духовное рабство. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.
Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..
Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила
помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.
Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в-морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", — рассказывает Матрена Тимофеевна странникам.
Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую милость":
Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали
Филиппушку спасли.
Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.
Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
— говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:
Ты шутишь шутки, дедушка!
Такого богатыря могучего,
Гай, мыши заедят!
Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что
Сила народная,
Сила могучая
Совесть спокойная
Правда живучая!
Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц
В стихотворении «Тройка» автор предсказывает героине - красавице-крестьянке, заглядевшейся па дорогу в ожидании счастья, - горькую судьбу, типичную для многих женщин той эпохи: «Будет бить тебя муж-привередник / И свекровь в три погибели гнуть...» Особое месте в творчестве поэта занимает тема женщины-матери. Елена Николаевна Некрасова, образованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании поэта, ей посвящены строки: «О мать моя, подвигнут я тобою: / Во мне спасла живую душу ты!»
Образ матери издавна связывался в народнопоэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно благодаря Некрасову в русском литературном и разговорном языке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»:
Родина-мать! я душою смирился,
Любящим сыном к тебе воротился», а позднее появляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому па Руси жить хорошо».
Поэт пишет и о многострадальных матерях-крестьянках. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...», написанном вскоре после реформы 1861 года, поэт описывает типичную картину летней страды: нестерпимый зной, безлесная равнина, палящее солнце; «бедная баба», отгоняя насекомых, выбиваясь из сил, мечется между «полосыньками» - надо и работать, и успокаивать ребенка. С болью пишет I КВТ о вековечном терпении русской женщины:
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!
С наибольшей полнотой тема судьбы русской женщины-крестьянки раскрыта в некрасовских поэмах «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи) и «Кому на Руси жить хорошо» (образ Матрены Тимофеевны Корчагиной).
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы