Тихий Дон

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 25 минут
Сочинения
269 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона»»

Сочинение

Шолохова в свое время обвиняли в идеализации кулачества и белогвардейщины. Слишком беззлобно изобразил он ряд персонажей не «нашего» лагеря - Калмыкова, пана Листницкого, его сына Евгения, семью Коршуновых (исключая Митьку). Изображение казачьих генералов, атаманов, рядовых повстанцев - казаков не укладывалось в традиционные представления о них. Возможно ли было, что о Каледине, покончившим самоубийством, кто-то из авторов написал так: «На походной офицерской койке, сложив на груди руки, вытянувшись, лежал на спине Каледин. Голова его была слегка повернута набок к стене; белая наволочка подушки оттеняла синеватый влажный лоб и прижатую к ней щеку. Глаза сонного полузакрыты, углы сурового рта страдальчески искривлены. У ног его билась упавшая на колени жена. Вязкий одичавший голос ее был режуще остр. На койке лежал кольт. Мимо извилисто стекала по сорочке тонкая и веселая черно-рудная струйка».

Вряд ли оставят кого-либо равнодушными сцены, когда Мелеховы хоронят Петра, Лукинична провожает арестованного Мирона Коршунова или трагическая сцена развала фронта.

Вот, например, казачий офицер Листницкий видит царя сквозь стекло уезжающего автомобиля: «За стеклом, кажется, Фридерикс и царь, откинувшийся на спинку сиденья, обуглившееся лицо его с каким-то фиолетовым оттенком. По бледному лбу косой, черный полукруг папахи, формы казачьей конвойной стражи. Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края папахи царская рука, отдававшая честь, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчаньем провожавшей последнего императора».

В 20-30е годы такие интонации, такое сожаление толпы, унизительно молчавшей по поводу такой персоны, как царь было просто немыслимым, так как в то время и в жизни и в литературе царствовал закон: «кто не снами, тот - наш враг». Но у Шолохова другое: у него главное - правда, человечность. И Михаила Александровича продолжали шельмовать за беспристрастность в описании борьбы против контрреволюции, за неспособность показать механизм классовой борьбы.

«…Что же касается героев, то они страдают умственной неразвитостью, дикой необузданностью и примитивизмом. «Даже лучший, Григорий - тугодум. Мысль для него непосильное бремя», - восклицал В. Кирпотин.

В общем Григорий и его близкие - «односторонние и узкие люди, «бедные разумом, лишенные духовной жизни…»

Действительно, героям Михаила Александровича чужды интеллектуальные споры, глубокомыслие, подкрепленное высказываниями мудрецов разных стран. Но оказалось, что полуграмотная казачка Аксинья Астахова способна любить не менее глубоко и страдать не менее сильно, чем Анна Каренина, что метущаяся душа Григория Мелехова не менее сложна, чем душа Андрея Болконского…»




Умение Шолохова понять и глубоко раскрыть человеческую душу сделали его любимым писателем народа, миллионы людей зачитывались и зачитываются «Тихим Доном», следят за судьбами его героев, потому что у Шолохова «…ни одной единицы толпы - всегда лицо, независимый характер, даже если ему досталось всего две-три строчки».

«Автор «Тихого Дона», кого бы он ни изображал - белогвардейца или коммуниста, казака или интеллигента, - стремился как можно глубже погрузиться, в его человеческую природу, постичь характер изнутри, выяснить, какое же сердце бьется под генеральским мундиром или кожаной курткой, казацким зипуном или рабочей блузой…»

Настоящему писателю противопоказана избирательность, так как его должен интересовать человек, а не то, какие у него достоинства или недостатки, или то, к какому лагерю он принадлежит.

Шолохов создал широкое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми сценами. Сохраняя широту изображения, многосторонность охвата явлений действительности, Шолохов раскрывает внутренний мир человека. Как это удается писателю? Конечно же, все дело в его мастерстве. Ведь лепка человеческих характеров, создание художественного образа большой впечатляющей силы - трудное и сложное искусство. А «…читая «Тихий Дон», мы не думаем, как сделана его проза, не замечаем затраченных писателем усилий, не видим их следов… Все запрятано в тексте произведений, причем запрятано так надежно и глубоко, что удается обнаружить лишь в результате долго и тщательно анализа».

Каждый образ у Шолохова художественно закончен, и невольно возникает желание узнать, как, какими средствами, приемами, автор добивается правды изображения того или иного героя. Конечно же, большое значения для создания образа имеет внешний вид героя, то есть его портрет. Не секрет, что внешний облик человека скрывает в себе его внутренние, нравственные качества. А портрет у Шолохова обладает способностью изображать человека в постоянном движении, то есть передавать его изменчивость. Например, на первых страницах мы видим главного героя «Тихого Дона» молодым парнем «…с юношески круглой и тонкой шеей и беспечным складом постоянно улыбающихся губ».

Но идут годы, и он, пройдя все потрясения, житейские невзгоды, войну, превращается в «большого, мужественного, пожившего и много испытавшего казачину, с усталым прижмуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и с жесткими морщинами на лбу». Мы видим, как постепенно меняется Григорий, его портрет как бы раздробляется, дается частями, для того, чтобы показать, как из улыбчивого мальчишки появляется уставший, измотанный жизнью человек. При первом описании Мелеховых писатель не стремился создать детальный портрет, на котором равноценно выглядели бы все члены семьи:

«…Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости и хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь спутанную паутинками морщин, дородную жену. Старший. Уже женатый сын его Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Другие сочинения по этому произведению


«Крыша дома твоего» — что значат эти слова для героев романа Шолохова «Тихий Дон» и для современного читателя. "Тихий Дон" — роман-эпопея "Чужой всем" (образ Григория Мелехова по роману "Тихий Дон") Анализ главы 12 части 3 первой книги романа М. Шолохова «Тихий Дон» Анализ главы 3 второй части книги первой романа М. Шолохова «Тихий Дон» Анализ эпизода (том 3 глава 16) романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Анализ эпизода «Луговой покос» (т.1, гл. 9) романа М. Шолохова «Тихий Дон» Анализ эпизода «Свадьба Григория Мелехова и Натальи» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Анализ эпизода главы XX части 6 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». В чем символическое звучание финальной главы второго тома романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»? В чем трагедия Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (gо роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»). Возвращение Григория Мелехова на хутор (Анализ финала романа М.А.Шолохова "Тихий Дон": том 4, часть 8, глава 18) Время природное и время историческое в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" Главный герой романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" Горе от ума как вечная тема русской революции (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Гражданская война как трагедия народа Григорий в поисках правды Григорий и Аксинья (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Григорий Мелехов — главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов в поисках правды Григорий Мелехов в поисках правды (по роману М. А. Шолохова «Тихий дон») Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова (по роману М. Шолохова "Тихий Дон") Жанровое своеобразие романа М. Шолохова «Тихий Дон». Женские образы в романе "Тихий Дон" Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Женские судьбы в русской литературе xx века Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века Изображение величайшего социального сдвига в судьбе народа (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Изображение войны в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». История создания романа Тихий Дон История создания романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохов «Тихий Дон») Какую роль играет в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» финальный эпизод возвращения Григория Мелехова? Кошевой в доме Мелеховых (анализ главы 2, часть 8, книга 4 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон») Красноармейцы в доме Мелеховых (анализ 16 главы, часть 6, книга 3 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»). Любовь в жизни Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Любовь в жизни одного из героев М. А. Шолохова (по одному из романов). М. Шолохов "Тихий Дон" — роман-эпопея Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века Мой любимый отрицательный персонаж Муки совести Григория Мелехова Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Мысль о родном доме в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон» Народ и революция в романе "Тихий Дон" Незабываемые страницы романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Образ Аксиньи в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Образ Григория Мелехова Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Образы казаков в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Особенности стиля одного из русских писателей XX века (М.А.Шолохов "Тихий Дон") Почему любовная драма Григория и Аксиньи разворачивается на фоне потрясений гражданской войны? Почему повествование начинается и заканчивается описанием Мелеховского двора? Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблематика романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Путь Григория Мелехова к идеалу истиной жизни- это трагически путь обретения ошибок и потерь который был пройден всем русским народом в 20 веке Путь исканий Григория Мелехова (п роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Путь исканий Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым (анализ главы 19 второй части книги первой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон») Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа "Тихий Дон" Роль пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Система персонажей в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Смерть Аксиньи (анализ эпизода из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон») Смысл финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Сочинение по творчеству Шолохова, "Тихий Дон" Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Судьба Донского казачества в романе Шолохова «Тихий Дон» Тема гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Тема гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Тема дома в романе «Тихий дон» М. ШОЛОХОВА Тема поиска жизненной правды в романе «Тихий Дон» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова (по роману «Тихий Дон») Тема поиска правды в прозе М.А.Шолохова (по роману "Тихий Дон") Тема поиска правды в прозе Шолохова (по роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина») Тема поиска правды Григорием Мелеховым (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Тема революции и гражданской войны в произведениях русских писателей (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Типичное и особенное в образе Григория Мелехова Трагедия Григория Мелехова Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Трагический путь правдоискателя Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века Фольклорные мотивы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» Художественные особенности романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века (М.А.Шолохов "Тихий Дон") Эпизод гибели Валета (анализ части 5 главы 31 романа М. Шолохова «Тихий Дон») Образы главных героев в романе «Тихий Дон» Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» Психология человека на войне (М. Шолохов и Л. Толстой) Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») «Жизнь продолжается, потому что она вечна» (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Персонажи романа Тихий Дон, в сокращении Семья — хранилище нравственности (По роману Шолохова «Тихий Дон») Григорий Мелехов 4 Традиционные ценности донского казачества в романе Смысл названия романа М. Шолохова "Тихий Дон" Путь исканий Григория Мелехова Григорий Мелехов 3 Человек и история в романе М Шолохова «Тихий Дон» Донские казаки в романе «Тихий Дон» Жанр и система образов в романе «Тихий Дон» Эпопея «Тихий Дон» и ее место в русской литературе «Тихий Дон» против Шолохова Образ и характер Григорий Мелехов,Аксинья Дарья Образ и характер Григория Мелехова Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сюжет романа Шолохова «Тихий Дон» Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы Григорий Мелехов 2 Образ времени в романе «Тихий Дон» Основной отрицательный персонаж в романе «Тихий дон» Гражданская война и ее отображение в романе «Тихий Дон» О чем говорит нам название романа «Тихий Дон» Жизненный выбор казаков в романе Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — искатель правды (роман М.А. Шолохова "Тихий Дон") Григорий Мелехов – это талантливый, живой характер Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Возвращение Григория Мелехова на хутор Тема гражданской войны и судеб казачества в романе М. Шолохова "Тихий Дон" Традиционные ценности донского казачества в романе “Тихий Дон” Потерянные ключи от женского счастья (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Сердце, умевшее любить (образ Аксиньи в романе М. Шолохова «Тихий Дон») Спасительная женская любовь по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Эпопея народной трагедии в романе М. Шолохова «Тихий дон» Григорий Мелехов - искатель правды - Шолохов «Тихий дон» Шолохов - Смысл названия Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века История казачества в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» Образы Давыдова и Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» Наталья и Аксинья в романе «Тихий Дон» Две женщины Григория Мелехова (по роману Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора человека в романе «Тихий Дон» Герои романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» и их время «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох Анализ произведения Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь Красноармейцы в доме Мелеховых (По роману Шолохова «Тихий Дон») Фёдор Подтёлков в романе «Тихий Дон» Характеристика образа Пантелея Прокофьевича Мелехова Смысл финала романа Шолохова «Тихий Дон» Трагедия гражданской войны в романе Шолохова «Тихий Дон» Потери, ошибки, обретения и надежды Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Образы женшин казачек в романе М Шолохова «Тихий Дон» Образ Георгия Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон» Трагедия русского народа Женские образы и средства их воплощения в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа Воссоздание картины движения казачества в романе «Тихий Дон» Система образов в эпопее Шолохова «Тихий Дон» Какой смысл заключен в поэтическом образе Дона в романе «Тихий Дон» Основные герои в романе «Тихий Дон» Женские судьбы в романе «Тихий Дон» Трагедия Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон» Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон» Кошевой в доме Мелеховых Характер Григория Мелехова Критика по роману "Тихий Дон" Шолохова М.А. Оценка романа «Тихий Дон» с общечеловеческих позиций В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова Аксиньи и Натальи Григорий Мелехов в банде Фомина Роман "Тихий Дон" - произведение широкое и многообразное Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" Энциклопедия казачьей жизни (Роман-эпопея М.Шолохова "Тихий Дон") Шолохов. “Тихий Дон” — роман-эпопея Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий дон» Григорий Мелехов - характеристика литературного героя Характеристики центральных образов романа «Тихий Дон» Главные женские образы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Федор Подтелков – «человек особой правильной породы» Жизнь обитателей дома Мелеховых в романе «Тихий Дон» Изложение монологов Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Раскрытие и описание образа Григория Мелехова Нравственные мучения Григория Мелехова Трагическая судьба Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий дон» Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова Аксинья одна из замечательных героинь романа «Тихий Дон» Как должна была фактически завершиться судьба Мелехова Тема поиска жизненной правды в прозе М. Шолохова (по роману «Тихий Дон») Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон») Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Краткая характеристика произведения "Тихий Дон" Шолохова М.А. Анализ одной главы из романа Шолохова «Тихий Дон» Портретная характеристика героев «Тихого Дона» "Тихий Дон" роман о судьбах народа в переломную эпоху Народ война и революция в романе М. Шолохова "Тихий Дон" Портретная характеристика Бунчука в романе «Тихий Дон» Проблема свободы личности в романе Шолохова «Тихий Дон» Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Трагедия личности в романе Михаила Алексеевича Шолохова "Тихий Дон" В чем трагедия героя романа М. Шолохова "Тихий Дон"? Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А.Шолохова "Тихий Дон") Идейный смысл финала эпопеи «Тихий Дон» Муки совести Григория Мелехова 2 Вечные законы человеческого бытия в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Река, что течет сквозь сердце» Григорий Мелехов – «образ мятущегося человека – правдоискателя» Правда Мишки Кошевого в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» Фундаментальное произведение Шолохова роман «Тихий Дон» Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина» Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон» Национальный быт и описание донской природы в прозе Шолохова Драматизм личной судьбы Григория Мелехова Эпическая структура образов в романе «Тихий Дон» Действие романа «Тихий Дон» Контрольное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон» Пути искания смысла жизни Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон» Комическое и трагическое в образах героев романа «Тихий дон» Трагедия жизни Дарьи Мелеховой Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым (По роману Шолохова «Тихий Дон») Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Михаил Кошевой, как идеологический антипод Григория Мелехова Мысль о родном доме в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" Широта эпического изображения жизни в романе М.Шолохова «Тихий Дон» Трагическая судьба Григория Мелехова История создания и первых публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон» Понятие об архетипе Художественные особенности романа «Тихий дон» М. А. Шолохова Экранизации романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Донские казаки на примере Григория Мелихова Быт и нравы казачества в прозе Шолохова Не умерло казачество (по роману Шолохова «Тихий Дон») Истоки оптимизма героев романа Шолохова «Тихий Дон» Прощание и примирение Натальи Мелеховой в романе «Тихий Дон» Изображение величайшего социального сдвига в судьбе народа Проблема нравственного выбора в прозе М.А.Шолохова (по роману "Тихий Дон") Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".) Трагедия гражданской войны в романе М Шолохова «Тихий Дон» Особенности жанра романа «Тихий Дон» Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон") Образ времени в одном из произведений литературы XX века. (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") Роман - эпопея всенародной трагедии на стыке эпох Классовое и человеческое в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов 1 Характеристика образа Мелехова в романе «Тихий Дон» Рождение романа-эпопеи «Тихий Дон» Григорий Мелехов в поисках социальной правды Образ матери в романе Шолохова «Тихий дон» Исторический путь русского народа в романе Шолохова «Тихий Дон» Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, через восприятие природы в романе «Тихий Дон» Тема поиска жизненной правды в прозе Шолохова (По роману «Тихий Дон») Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М. А.Шолохова «Поднятая целина» книга первая, глава 7) Особенности стиля романа Шолохова «Тихий Дон» Сцена первого убийства Григорием Мелеховым человека Судьба донского казачества Идейно-тематическое содержание романа «Тихий дон» Казак и казачки в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Сцена гибели Аксиньи (Анализ эпизода из романа Шолохова «Тихий Дон») Казачество в романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” Мысль о родном доме в романе Шолохова "Тихий Дон" Характеристика образа Петра Мелехова в романе «Тихий Дон» Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века (по роману М.Шолохова "Тихий Дон") Почему «Тихий Дон» понравился белогвардейцам Пути исканий Григория Мелехова Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Шолохова "Тихий Дон" Семья Мелеховых быт и нравы донского казачества Нравственная и художественная убедительность характеров персонажей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Классовое и общечеловеческое в романе «Тихий дон» Гражданская война в «Донских рассказах» и романе «Тихий Дон» Судьба человеческая - судьба народная в романе «Тихий дон» Штокман в романе «Тихий Дон» Женские образы романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" Судьба народная в романе «Тихий дон»