Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
126 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Мцыри как романтический герой»

Сочинение

Одной из вершин художественного наследия М. Ю Лермонтова является поэма "Мцыри" — плод
деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,
протестующую речь перед своим "слушателем" — старшим монахом.
В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,
провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к
изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,
приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год),
повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.
Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и
предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив
врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его
все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме
"Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в
"Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с
грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
личного счастья во имя идеала свободы.
Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов- декабристов.
Лермонтов этих понятий не разделяет: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда
воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены,
трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы
на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе.
Короткие дни побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к
родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно
любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией
воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в
намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся
сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что
мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой,
но всем строем своих чувств он — воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: "Ты помнишь, в
детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не
видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в
грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила,
потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал
свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность
променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина,
что ему не удалось стать в ряды борцов: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с
судьбой".
Побежденный, Мцыри духовно не сломлен и остается положительным героем нашей литературы, а его
мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
современников из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая
свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с
бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами
поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой,
тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти
барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его
"прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Характеру героя соответствует и стих поэмы. Произведение Лермонтова продолжает традиции
передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
"душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой
нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех
социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве
Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для
романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — "рассказать душу". Такой психологизм
произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал
социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в
самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления
("Однажды русский генерал..."). Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в
творчестве Лермонтова.
Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с
тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в
качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его
стихах. Белинский повторял: "Все дышит самобытною и творческою мыслью".

Другие сочинения по этому произведению


«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри — мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю. Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря Изучение «Мцыри» с позиций историзма Различие характеров Демона и Мцыри Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри» Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей Основные противоречия образа Мцыри История короткой жизни Мцыри Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» Сюжет и композиция поэмы "Мцыри" Все события трехдневных скитаний Мцыри От Демона К Мцыри Поэма "Мцыри "– художественный анализ Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Жанр и композиция поэмы "Мцыри" Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» Цель побега Мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) Мцыри — образ сильного человека Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле Герой поэмы Лермонтова «Мцыри» Три дня на воле Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Почему не удался побег Мцыри Почему мне нравится образ Мцыри Язык и стих поэмы "Мцыри" Романтическая гипербола в поэме «Мцыри» Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри) Монолог Мцыри история жизни героя Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри» Значение поэмы "Мцыри" Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Почему и для чего исповедуется Мцыри Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»