Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
126 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм»

Сочинение



Произведения Лермонтова, с которыми он вступил в литературу,- «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовская казначейша» - задумывались, а некоторые и писались еще при жизни Пушкина (в 1836-1837 годах), а публиковались после его смерти (в 1837-1838 годах). Непохожие по жанру, темам и стилю, все они были внутренне едины, глубоко оригинальны, ярко отмечены личностью автора. Знаменательно, что объединяющей все эти различные произведения общностью было пушкинское начало. Это непосредственно отозвалось в «Бородине», открыто и демонстративно выражено в «Тамбовской казначейше».

Как у Пушкина и Гоголя, так и у Лермонтова процесс выработки новой эстетической системы, новых идеалов оказывался сложной и духовно напряженной работой. Он осваивал опыт предшественников, и Пушкина прежде всего, искал путей художественного познания действительности во всей ее противоречивости, во всем ее трагизме, пересматривал свои прежние убеждения романтика - что-то решительно отвергая, что-то используя для решения выдвинутых временем задач.

Ярчайший пример тому - поэма «Песня про… удалого купца Калашникова». Лермонтов остро ощущал как веление времени необходимость создания образа протестующего героя, но иного - не прежнего, романтического, гордого и занятого собой человека, мстителя, движимого часто личными интересами, увеличивавшего в реальной жизни своими поступками количество зла в обществе, которое он презирал. Так родился замысел и была написана поэма с новым героем-мстителем, лишенным эгоизма борцом за справедливость, удалым купцом Калашниковым. Именно этот герой оказывается способным наказать, осуществить возмездие Кирибеевичу - тому, кто в своей гордыне и своеволии выступал обидчиком честных людей.

Но осуществить замысел оказалось возможным только на материале историческом. В современности такого протестующего героя Лермонтов не находил - во имя правды жизни он перенес события поэмы в эпоху русского средне-вековья.

Как же следовало поступать Лермонтову, чувствовавшему себя ответственным за создание образа современного протестующего героя? Доверие к жизни, открывшаяся возможность понимать тайны действительности, ее развитие через противоречия спасали поэта от отчаяния и пессимизма. Он продолжал поиски решения важнейшей проблемы современности. Но при этом не знал, что те же муки творчества раньше его испытал Пушкин и, главное, сумел преодолеть их и создать образ современного протестанта в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году. Поэма была запрещена императором - высочайшим цензором и опубликована только после смерти поэта, в апреле 1837 года. Эта публикация, как будет показано, сыграла важную роль в поисках Лермонтовым современного протестующего героя. В 1839 году была, наконец, написана поэма «Мцыри». Свою задачу - создать объективный образ протестанта, действующего во имя высокой цели - свободы, поэт выполнил. Поэма произвела огромное впечатление на читателей - так была велика нужда в активном герое. Поэму восторженно оценил Белинский.
На каком же пути преодолел реальные трудности Лермонтов? Что за героя он создал? Какую поэму написал? Мнение исследователей в данном случае почти единодушно: «Мцыри» - это яркая романтическая поэма. Более того, наряду с «Демоном» - это вершинное произведение Лермонтова-романтика и шире - русского романтизма.

При этом романтизм поэмы не доказывается, но констатируется. Обычно пишут, что, как и все романтические поэмы, «Мцыри» посвящена одному герою, форма ее - исповедь, стих - четырехстопный ямб, а тут еще и ямб с одними мужскими окончаниями, как в поэме Байрона «Шильонский узник» в переводе Жуковского. Герой поэмы - сильная, свободолюбивая личность, мятежник, Мцыри-это «естественный человек» (по Руссо). Место действия - Кавказ, Восток (традиционная в романтизме экзотика). Природа занимает большое место в поэме, ее описание способствует раскрытию духовного мира героя. Прослеживается при этом и связь «Мцыри» с юношескими романтическими поэмами («Исповедь», 1830; «Боярин Орша», 1835): это позволило Лермонтову придать Мцыри черты прежних романтических героев и перенести целый ряд стихов в новую поэму. Кстати, этот такой популярный мотив в литературе о «Мцыри», пожалуй, раньше других разработал французский ученый Э. Дюшен.

Все эти особенности «Мцыри», надо признать, отмечены справедливо. Действительно, многое в ней от романтических поэм, многое в образе Мцыри похоже на романтических героев. Но в то же время некоторые ученые, а убедительнее и полнее других Д. Е. Максимов, обратили внимание на серьезные отступления Лермонтова от романтической эстетики в поэме «Мцыри». Д. Е. Максимов пишет: «Правда, романтизм лермонтовской поэмы отличается от устоявшихся форм романтизма, выработанных и закрепленных в стихотворных повестях Байрона, Пушкина и их последователей и подражателей…»

В творчестве Лермонтова преобладают романтические устремления поэта. Главным основанием для такого восприятия «является могучая субъективность образов его ведущих героев, которые в своих существенных чертах отражают личность автора». Но в то же время, пишет исследователь, именно Мцыри лишен субъективно-романтического монизма. Герой в значительной степени объективирован, у него своя биография, раскрыты индивидуальные черты его личности, подчеркнута национальная обусловленность характера главного героя - Мцыри, «естественного человека»,- и потому, в отличие от многих романтических героев, он свободен от «эгоистического индивидуализма».

Как истинный мятежник, Мцыри стремится уйти из монастыря на родину. Но, в отличие от романтических героев, он не презирает окружающих людей, он исполнен любви к родине, своему народу. «Родина для Мцыри - сфера дружелюбия». Его устремленность к жизни не только разводит его с мрачными, скептическими и безнадежными персонажами Байрона, но и ставит его образ в полемические отношения с ними». «Мцыри - действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым». «Мцыри, в противоположность байроновским персонажам, лишен внешних признаков исключительности, ореола избранности и таинственности, (ила его личности не подчеркивается ни его властью пал, людьми, которой отличаются герои «восточных поэм» Байрона, ни фантастикой, как в «Демоне»: поэма о Мцыри лишена фантастики».

Наконец, указывает ученый, в поэме изображается реальный мир, в котором - в прошлом и настоящем - живет Мцыри «В основе литературного произведения лежит не только образ героя, но и образ мира, в котором этот герой находится. Сферы действительности, окружающей героя, наделены в поэме Лермонтова художественным бытием различного характера и различной интенсивности».

Другие сочинения по этому произведению


«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри — мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю. Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря Изучение «Мцыри» с позиций историзма Различие характеров Демона и Мцыри Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри» Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей Основные противоречия образа Мцыри История короткой жизни Мцыри Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» Сюжет и композиция поэмы "Мцыри" Все события трехдневных скитаний Мцыри От Демона К Мцыри Поэма "Мцыри "– художественный анализ Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Жанр и композиция поэмы "Мцыри" Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» Цель побега Мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) Мцыри — образ сильного человека Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле Герой поэмы Лермонтова «Мцыри» Три дня на воле Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Почему не удался побег Мцыри Почему мне нравится образ Мцыри Язык и стих поэмы "Мцыри" Романтическая гипербола в поэме «Мцыри» Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри) Монолог Мцыри история жизни героя Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри» Значение поэмы "Мцыри" Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Почему и для чего исповедуется Мцыри Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»