Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
126 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)»

Сочинение

Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
1. Монастырская «тюрьма» и природа Кавказа. 1. омантический внутренний мир главного героя. 1. Душа и судьба маленького послушника.

В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» мы сталкиваемся с очень неоднозначным образом главного героя. Двуплановость, задуманная писателем, прослеживается уже в «сферах обитания» героя: монастырская «тюрьма» и кавказская природа. В каждой из них он может существовать. Благодаря монастырской помощи ребенку удалось выжить. Однако спокойную жизнь Мцыри променял, не задумываясь, на другую — пламенную и страстную: «От келий душных и молитв /В тот чудный мир тревог и битв, /Где в тучах прячутся скалы, /Где люди вольны, как орлы». Мир спокойной монашеской жизни не привлекает, а угнетает послушника. Стены отделяют его от родной ему стихии.

Монастырь не мог дать Мцыри самого главного — общения с близкими людьми. Он «у себя не находил не только мил душ — могил!» Родной душой стала для него сама природа. Словно собрат, она действует с ним заодно. Природа «помогает» ему бежать из монастыря. «Когда гроза пугала вас, /Когда, столпясь при алтаре, /Вы ниц лежали на земле, /Я убежал». Именно кавказская природа и ее обитатели наполнили живыми впечатлениями и чувствами душу главного героя.

Мцыри научился понимать «слова» горного ручья, разбуженного грозой. После прошедшей непогоды он слышит мирные напевы птиц, шепот влажной листвы под легкими дуновениями ветра. Природа становится просто сказочной. Поэт наделяет ее человеческими чертами. «Растений радужный наряд /Хранил следы небесных слез, /И кудри виноградных лоз...» Природа именно Мцыри раскрывает все свои тайны. Возможно, поэтому она так прекрасна в изображении подростка.

Животный мир также не отвергает Мцыри. На его пути оказывается могучий барс, и во время поединка с ним беглец становится частью природы, точнее, животной ее составляющей. «И я был страшен в этот миг; /Как барс пустынный зол и дик, /Я пламенел, визжал, как он; /Как будто сам я был рожден /В семействе барсов и волков /Под свежим пологом лесов».

Когда же, изнемогая от ран, беглец попадает на берег, то и там он находит общий язык с водными обитателями. Одна из рыбок серебристым голосом манит его к себе в холодный покой.

Только с природной стихией и животным миром Мцыри оказывается глубоко и неразрывно связанным. Монастырь сохранил мальчику жизнь, но не смог наполнить ее необходимым для него содержанием. А зачем юному сердцу существование, не наполненное страстями и опасностями вольной жизни! Возможно, в старческом возрасте он смог бы смириться с монастырской тишиной и уединением, но только не сейчас. «Я мало жил, и жил в плену. /Таких две жизни за одну, /Но только полную тревог, /Я променял бы, если мог».

И вот нам открывается еще одна сторона двуплановости образа Мцыри. Вся его речь, облаченная в стихотворные строки, дышит какой-то особенной магической силой, наполнена жгучим и пылким сердечным трепетом. Через стихотворные строки мы познаем внутренний мир главного героя. А сюжет становится всего лишь «внешней обусловленностью его судьбы».

Содержание поэмы можно передать очень кратко. Мальчик, томящийся в стенах монастыря, во время грозы совершает побег. И он совершенно не жалеет о днях, которые провел на воле, хотя теперь ему грозит смерть. Эти два предложения совершенно не передают ни характера, ни стремления Мцыри. А о них автор говорит с самого начала. «Как серна гор, пуглив и дик, /И слаб и гибок как тростник...» — так Лермонтов описывает главного героя. Уже в самом образе ребенка живет природная стихия. Только она способна формировать его натуру. И от этой стихии невозможно загородиться рамками монастырской стены. Поэтому о камень разбивается хрупкая душа ребенка.

Некую двуплановость отмечает в себе и сам главный герой: «Душой — дитя, судьбой — монах». Но в этой юной душе произошла огромная битва. Пламенная страсть победила духоту келий. Именно поэтому и получает Мцыри способность читать думы темных скал. Он — частичка природы. И, попадая за стены монастыря, беглец органично сливается с нею.

На воле он находит родственные души и среди людей. Грузинка, которую видит Мцыри, становится для него воплощением духа человека. Немота монастыря сменяется для беглеца живым голосом. «И мне, лишь сумрак настает, /Незримый дух ее поет». Благодаря этому открывается еще одна составляющая облика Мцыри. Время «заточения» не погасило в нем жажду счастья, воли и любви.

Однако волей судьбы беглец снова возвращен в монастырь. Он снова нашел тишину и спасение в каменных стенах. Но только в этот раз монахи помочь ему не в силах. Юное сердце копило энергию, наверное, только для одно - го-единственного в жизни краткого периода свободной и мятежной жизни. И у него не осталось больше сил двигаться вперед. Свой «оставшийся огонь» он хочет передать старику. «Знай, этот пламень с юных дней, /Таяся жил в душе моей...» Пламень смог прожечь стены «тюрьмы», и именно он открыл двери юному вольнолюбивому сердцу.

В конце произведения природа снова манит главного героя. Стихия души Мцыри вновь тянется к ней. «Упьюся я в последний раз. /Оттуда виден и Кавказ!» Тот, кто был рожден для свободной, полной опасностей и тревог жизни, никогда не сможет приспособиться к существованию в строгих рамках условностей, за стенами монастыря.

Итак, в своей поэме Лермонтов показал неоднозначность образа Мцыри. Именно такой подход сообщает произведению огромную напряженность, которая ощущается не только в ярких стихотворных образах, но и в особой ритмике. Яркий эпизод борьбы с барсом создает какое-то магическое ощущение, что это происходит здесь и сейчас. А мы словно становимся реальными свидетелями этого поединка.

Каждая из линий двуплановости придает образу Мцыри свои черты. Природа и Кавказ дарят ему свободолюбие, пламенную страстность, непоколебимую волю. Монастырь наделяет лишь болезненностью, хилостью — не только тела, но и души. Две эти составляющие, кажется, уживаются в одном образе. Но это только видимое впечатление. Глубоко в душе Мцыри идет огромная, напряженная борьба. И победа останется за мятежной и страстной частью его души — даже ценою жизни.

Другие сочинения по этому произведению


«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри — мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю. Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря Изучение «Мцыри» с позиций историзма Различие характеров Демона и Мцыри Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри» Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей Основные противоречия образа Мцыри История короткой жизни Мцыри Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» Сюжет и композиция поэмы "Мцыри" Все события трехдневных скитаний Мцыри От Демона К Мцыри Поэма "Мцыри "– художественный анализ Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Жанр и композиция поэмы "Мцыри" Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» Цель побега Мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) Мцыри — образ сильного человека Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле Герой поэмы Лермонтова «Мцыри» Три дня на воле Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Почему не удался побег Мцыри Почему мне нравится образ Мцыри Язык и стих поэмы "Мцыри" Романтическая гипербола в поэме «Мцыри» Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри) Монолог Мцыри история жизни героя Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри» Значение поэмы "Мцыри" Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Почему и для чего исповедуется Мцыри Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»