Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
125 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова»»

Сочинение

Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828–1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: Так, поэма «Исповедь» перекликается со стихотворением «1831. Июня 11-го дня». Демоническая тема одновременно развивается в поэме «Демон» и в стихотворениях «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…». Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. «Мцыри» не только раскрывает перед нами внутренний мир, «тайник души» юноши-монаха, но и изображает его бунт, конфликт с действительностью. «Мцыри» не сводился только к исповеди, созданию психологического портрета — в основе лежало повествование о побеге Мцыри, о трёх счастливых днях блужданий и борьбы. В «Мцыри» множество пейзажей, красочных картин мира, жанровых сцен.

Концепция героической личности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м),

А зовут меня Степан Калашников,

А я родился от честного отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,

Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о «славной семье» Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольной волею», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:

Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Опричники (кромешники) — дружина, во главе которой стояли Малюта Скуратов, Алексей Басманов и другие любимцы ИванаIV. От опричников требовалось «не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя», доносить на изменников, «не дружиться с земскими» (то есть со всеми, не записанными в опричнину). За это Грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян. Н. М.Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Скоро увидели, что Иоанн предаёт всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник, — так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, — мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и мётлами, привязанными к сёдлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!»

К этой дружине и принадлежит Кирибеевич — верный опричник, «лукавый раб». Рабство Кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою «думу крепкую», обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой — потеха в царскую угоду: «Лишь потешу царя нашего, батюшку». Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.

Отличительная черта натуры Кирибеевича — желание покрасоваться, «нарядом похвастаться», «показать удальство своё». Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, «царскому опричнику»:

Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: «Станут все тебе завидовать…» Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.

Как и положено опричнику, Кирибеевич лишён честного имени — он «бусурманский сын», без роду, без племени, не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени-отчеству, а Кирибеевича — только Кирибеевичем.

Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

«Песня…» — ответ Лермонтова бескровной, ничтожной современности. Белинский справедливо заметил: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее». Но и в современной Лермонтову действительности были те, кто «жадною толпой» стояли у трона, были и «невольники чести». В достойную великую эпоху, как и в «железный» девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и «лукавого рабства» не утрачивает своей остроты.

Другие сочинения по этому произведению


«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри — мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря Изучение «Мцыри» с позиций историзма Различие характеров Демона и Мцыри Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри» Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей Основные противоречия образа Мцыри История короткой жизни Мцыри Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» Сюжет и композиция поэмы "Мцыри" Все события трехдневных скитаний Мцыри От Демона К Мцыри Поэма "Мцыри "– художественный анализ Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Жанр и композиция поэмы "Мцыри" Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» Цель побега Мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) Мцыри — образ сильного человека Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле Герой поэмы Лермонтова «Мцыри» Три дня на воле Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Почему не удался побег Мцыри Почему мне нравится образ Мцыри Язык и стих поэмы "Мцыри" Романтическая гипербола в поэме «Мцыри» Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри) Монолог Мцыри история жизни героя Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри» Значение поэмы "Мцыри" Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Почему и для чего исповедуется Мцыри Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»